II. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям V. Порядок прекращения присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

Присоединение сетей электросвязи

Законом о связи установлено право операторов на присоединение их сетей к сети связи общего пользования. Присоединение сетей осуществляется на основании договора между операторами. Традиционно для России присоединение рассматривается не как организационное отношение между операторами связи, а как оказание услуг (взаимное или одностороннее).















Регулирование отношений по присоединению сетей электросвязи осуществляется по следующим направлениям:

  • установление ограничений на присоединение: какие сети могут друг к другу присоединяться, какие услуги по пропуску трафика могут быть оказаны одним оператором другому, как должны быть организованы точки присоединения;
  • установление структуры договора о присоединения (т.е. какого рода условия должны быть отражены в таком договоре);
  • установление порядка присоединения к сетям существенных операторов, а также тарифов на услуги присоединения для существенных операторов.

Законом о связи и принятыми в соответствии с ними Правилами присоединения сетей телерадиовещания также определяются особые требования к присоединению сетей теле- и радиовещания.

Ограничения на присоединение установлены в целях создания условий для перехода от монополии Ростелекома на рынке дальней связи к конкуренции на этом рынке. По этой причине такие ограничения направлены, во-первых, на закрепление иерархической схемы построения сети телефонной связи, во-вторых, на разделение рынков традиционной и IP-телефонии. По мере того, как рынок дальней связи демонополизируется, установленные ограничения смягчаются либо фактически перестают контролироваться Роскомнадзором.

Присоединение сетей международной (междугородной), внутризоновой, местной телефонной связи между собой и с сетями передачи данных допускается следующим образом (возможные варианты присоединения отмечены стрелками):

Лицензионными условиями для операторов местной и внутризоновой телефонной связи запрещено предоставлять доступ к услугам VoIP, что формально делает невозможным установление шлюзов между телефонной сетью и сетью VoIP. Однако в последнее время данный запрет трактуется в узком смысле, только как запрет «карточной» IP-телефонии, то есть возможности позвонить из сети телефонной связи на номер шлюза, чтобы воспользоваться дешевой междугородной или международной связью. Ограничения на построение, например, гибридных корпоративных сетей фактически сняты: соответствующие услуги развивают такие компании, как Ростелеком, МТТ и Манго телеком.

Ограничений на присоединение в рамках сетей каждого уровня иерархии или вида (например, сетей передачи данных к другим сетям передачи данных, сетей местной телефонной связи к другим сетям местной телефонной связи) не устанавливается.

Перечень услуг по пропуску трафика в телефонной сети является закрытым и включает в себя:

  • услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи (междугородного, международного, зонового, местного);
  • услуги завершения вызова на сеть данного оператора связи (зонового или местного);
  • услуги транзита вызова;
  • услуги инициирования вызова.

Для операторов фиксированной телефонной связи установлена обязанность обеспечить возможность взаимодействия «всех со всеми» на территории, на которой оператор осуществляет свою деятельность, с тем, чтобы любой абонент любой сети мог установить соединение с любым другим абонентом любой другой сети.

Требования к организации точек присоединения в этих же целях предусматривают, что:

  1. оператор сети междугородной и международной телефонной связи создает точки присоединения в каждом субъекте Российской Федерации;
  2. оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, за исключением оператора, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть связи;
  3. оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы, создает точки присоединения в пределах каждого из административных округов г. Москвы;
  4. оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в пределах каждого из районов г. Санкт-Петербурга;
  5. оператор сети подвижной радиосвязи или подвижной радиотелефонной связи создает точки присоединения в каждом административном центре того субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть;
  6. оператор сети подвижной спутниковой радиосвязи создает точку (точки) присоединения в пределах территории Российской Федерации;
  7. оператор сети местной телефонной связи создает точки присоединения в каждом муниципальном образовании, на территории которого функционирует эта сеть.

Структура договоров присоединения включают в себя технические, экономические и информационные условия.

Технические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

  1. уровни присоединения (междугородный, международный, зоновый, местный или абонентский);
  2. местонахождение точек присоединения каждого уровня присоединения сетей электросвязи;
  3. технические параметры точек присоединения сетей электросвязи;
  4. объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению сетей электросвязи и их распределение между операторами сетей связи;
  5. порядок пропуска трафика по сетям электросвязи;
  6. порядок взаимодействия систем управления сетями электросвязи;
  7. порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и линий связи;
  8. порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Экономические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

  1. перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, а также цены на них;
  2. порядок расчетов за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

Информационные условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

  1. состав информации об абонентах (база данных об абонентах, вносимые в нее изменения и номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также порядок передачи указанной информации;
  2. требование о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.

Присоединение к сетям существенных операторов осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

  • Существенный оператор обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц. Такие условия устанавливаются отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации.
  • Цены (тарифы) на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика существенных операторов регулируются государством (Федеральной службой по тарифам).
  • Установленные существенным оператором условия присоединения подлежат публикации и проверке Роскомнадзором. В случае несоответствия опубликованных условий требованиям нормативных актов оператор, по предписанию Роскомнадзора, обязан привести их в соответствие установленным требованиям.
  • Отказ существенного оператора от заключения договора присоединения не допускается, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации
  • Заключение договора присоединения осуществляется на основании оферты присоединяющегося оператора, направляемой существенному оператору, о заключении договора присоединения на опубликованных существенным оператором условиях. Срок акцепта полученной оферты (или направления мотивированного отказа от акцепта) не может быть более 30 дней с даты ее получения.

Споры о присоединении рассматриваются Роскомнадзором (что на практике происходит довольно редко) и судом.

Для присоединения сетей теле- и радиовещания установлены следующие особенности:

  • Законодательством не предусмотрено присоединения сетей телерадиовещания к сетям связи другим типов. Как следствие, на практике требуется обособление сети телерадиовещания от, прежде всего, сетей передачи данных (если, например, сеть передачи данных используется в качестве транспортной сети).
  • Поскольку Законом о связи установлена обязанность операторов связи, оказывающих услуги связи для целей телерадиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, такие операторы обязаны либо присоединить свою сети связи к сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов другого оператора связи, либо осуществлять в своей сети связи ретрансляцию эфирного сигнала.
  • В целях соблюдения авторских и смежных прав присоединение сетей телерадиовещания и их взаимодействие осуществляется при наличии у операторов связи таких сетей договоров о распространении программ телерадиовещания с одним и тем же вещателем.
  • Оператор сети телерадиовещания обязан обеспечить возможность пропуска сигналов телерадиопрограмм от вещателя к оператору взаимодействующей сети связи телерадиовещания с сохранением технологических параметров сигналов телерадиопрограмм.

Доступ к телекоммуникационной инфраструктуре

Доступ к инфраструктуре для размещения сетей связи (телекоммуникационной инфраструктуре) для целей, не связанных с установлением присоединения сетей связи, в России регламентируется по следующим направлениям:

  • Законом о связи установлены общедекларативные нормы о том, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут на возмездной основе осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. Также законом предусмотрено право операторов связи на возмездной основе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений. Однако до настоящего времени не создано механизмов эффективной реализации данных прав операторами связи.
  • Законом о защите конкуренции предусмотрено, что в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий , а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Для рынка связи Правила недискриминационного доступа вступили в силу в 2015 году и предусматривают обязанность субъектов естественных монополий раскрывать информацию об инфраструктуре для размещения сетей связи на принадлежащих им объектах. Правила также делают обязательным для субъектов естественной монополии заключение договора о размещении сетей связи, однако не регулируют расценки на такое размещение.
  • Законами, регламентирующими порядок использования отдельных видов имущества , устанавливается особый (как правило, облегченный) порядок предоставления данного имущества для целей размещения сетей связи. Так, прокладка линий связи в полосе отвода автодорог осуществляется на основании соглашения об установлении публичного сервитута, заключаемого с владельцем автодороги. Прокладка сетей связи на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности

3) иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

3. Сети электросвязи, определяемые географически, и сети электросвязи, не определяемые географически, образуют телефонную сеть связи.

4. Телефонная сеть связи включает в себя:

1) сети фиксированной телефонной связи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и использующие ресурс нумерации географически определяемых зон нумерации ;

2) сети подвижной радиосвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

3) сети подвижной радиотелефонной связи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

4) сети подвижной спутниковой радиосвязи, не определяемые географически и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации.

5. Сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи, включают в себя:

1) сети передачи данных;

2) телеграфные сети связи (включая сети "Телекс");

3) сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

6. Требования к построению сетей электросвязи, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защите от несанкционированного доступа и передаваемой посредством их информации, применяемым средствам связи, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия, оказанию услуг связи устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Допускается использование одного и того же средства связи и (или) линии связи в составе нескольких сетей связи по договору между операторами связи с разграничением зон ответственности.

7. Используемые в настоящих Правилах понятия обозначают следующее:

"вызов" - действия, совершаемые пользователем в целях установления соединения (сеанса связи) своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого пользователя, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи;

"зона нумерации" - ресурс нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, идентифицируемый кодом географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации;

"код географически определяемой зоны нумерации" - часть символов цифровой структуры номера, определяющая местоположение пользовательского (оконечного) оборудования в пределах территории субъекта Российской Федерации;

"код географически не определяемой зоны нумерации" - часть символов цифровой структуры номера, определяющая вид услуги электросвязи или сеть электросвязи, функционирующую в пределах всей территории Российской Федерации или ее части;

"присоединение сетей электросвязи" - установление технико-технологического взаимодействия средств связи 2 сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями минуя другие сети связи;

"смежные узлы связи " - 2 узла связи, связанные между собой общей линией связи;

"точка присоединения" - средства связи, входящие в состав одной сети электросвязи, с помощью которых осуществляется физическое подключение средств связи другой сети электросвязи и обеспечивается возможность пропуска трафика между этими сетями;

"узел связи" - средства связи, выполняющие функции систем коммутации;

"уровень присоединения" - обозначение совокупности точек присоединения, обладающих идентичными функциональными возможностями при их использовании для оказания услуг присоединения сетей электросвязи и услуг по пропуску трафика.

II. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

8. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами, и на основании договоров о присоединении сетей электросвязи (далее - договор о присоединении), заключенных между операторами сетей связи, операторами сетей связи и владельцами сетей связи специального назначения.

8.1. Оператор сети местной телефонной связи осуществляет присоединение сети связи специального назначения к своей сети связи на основании договора о присоединении.

В случае присоединения сети связи специального назначения к сети связи оператора связи, указанные стороны обеспечивают пропуск трафика в направлении на (от) свои сети связи в рамках исполнения договора о присоединении.

В случае поступления вызова из сети связи оператора связи в сеть связи специального назначения вызов завершается в этой сети связи специального назначения.

9. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи оказывает услуги присоединения сетей электросвязи (далее - услуги присоединения) операторам:

2) сетей фиксированной зоновой телефонной связи и сетей подвижной связи (далее - сети зоновой телефонной связи).

10. Оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей междугородной и международной телефонной связи;

4) сетей передачи данных.

11. Оператор сети местной телефонной связи оказывает услуги присоединения владельцам сетей связи специального назначения, а также операторам:

1) сетей местной телефонной связи;

2) сетей передачи данных;

12. Оператор сети передачи данных оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей передачи данных;

2) сетей зоновой телефонной связи;

3) сетей местной телефонной связи.

13. Оператор сети телеграфной связи оказывает услуги присоединения операторам сетей телеграфной связи.

14. Операторы сетей электросвязи обязаны организовать точки присоединения, при этом:

1) оператор сети междугородной и международной телефонной связи создает точки присоединения в каждом субъекте Российской Федерации;

2) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, за исключением оператора, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть связи;

3) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы, создает точки присоединения в пределах каждого из административных округов г. Москвы;

4) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, сеть связи которого функционирует на территории г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в пределах каждого из районов г. Санкт-Петербурга;

5) оператор сети подвижной радиосвязи или подвижной радиотелефонной связи создает точки присоединения в каждом административном центре того субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть;

6) оператор сети подвижной спутниковой радиосвязи создает точку (точки) присоединения в пределах территории Российской Федерации;

7) оператор сети местной телефонной связи создает точки присоединения в каждом муниципальном образовании, на территории которого функционирует эта сеть.

15. Договором о присоединении (помимо иных положений) должны быть предусмотрены:

1) права и обязанности операторов связи при присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии;

1.1) права и обязанности владельцев сетей связи специального назначения при присоединении сетей связи специального назначения к сети связи общего пользования и их взаимодействии;

2) существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, указанные в разделе IV настоящих Правил;

3) порядок рассмотрения споров между операторами связи, между операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия;

Информация об изменениях:

услуга присоединения на междугородном уровне присоединения.

2. Услуга присоединения, оказываемая оператором сети зоновой телефонной связи:

3. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети местной телефонной связи:

услуга присоединения на местном уровне присоединения;

4. Услуги присоединения, оказываемые оператором телеграфной сети связи:

услуга присоединения на федеральном уровне присоединения;

услуга присоединения на зоновом уровне присоединения.

5. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети передачи данных:

услуга присоединения на зоновом (узловом) уровне присоединения;

услуга присоединения на абонентском уровне присоединения.

услуга местного завершения вызова на сеть связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть связи с 2 и более транзитными узлами.

2. Услуги завершения вызова на сеть оператора связи (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи того же оператора):

а) услуги зонового завершения вызова на сеть оператора связи:

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора фиксированной телефонной связи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной радиосвязи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной радиотелефонной связи;

услуга зонового завершения вызова на сеть оператора подвижной спутниковой радиосвязи;

б) услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи:

услуга местного завершения вызова на узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с 2 и более транзитными узлами.

3. Услуги транзита вызова (деятельность оператора связи, направленная на обеспечение пропуска через его сеть связи трафика между сетями связи 2 других операторов связи или между различными частями сети связи одного оператора связи):

а) услуги международного транзита вызова:

услуга международного транзита вызова, не предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

услуга международного транзита вызова, предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

б) услуга междугородного транзита вызова;

услуга местного инициирования вызова на смежном узле связи;

услуга местного инициирования вызова с одним транзитным узлом;

услуга местного инициирования вызова с 2 и более транзитными узлами.

электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
2. Сеть связи общего пользования включает в себя:
1) телефонные сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, определяемые географически);
от 29.12.2005 N 828)
2) телефонные сети электросвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, не определяемые географически);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 N 828)
3) иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 N 828)
3. Сети электросвязи, определяемые географически, и сети электросвязи, не определяемые географически, образуют телефонную сеть связи.
4. Телефонная сеть связи включает в себя:
1) сети фиксированной телефонной связи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и использующие ресурс нумерации географически определяемых зон нумерации;
2) сети подвижной радиосвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;
3) сети подвижной радиотелефонной связи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;
4) сети подвижной спутниковой радиосвязи, не определяемые географически и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации.
5. Сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи, включают в себя:
1) сети передачи данных;
2) телеграфные сети связи (включая сети "Телекс");
3) сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
6. Требования к построению сетей электросвязи, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защите от несанкционированного доступа и передаваемой посредством их информации, применяемым средствам связи, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия, оказанию услуг связи устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах своей компетенции.

"О связи" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1254 "Об утверждении Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 44, ст. 5016).

3. Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации представить в установленном порядке до 1 декабря 2005 г. в Правительство Российской Федерации правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Председатель

Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

2. Сеть связи общего пользования включает в себя:

1) сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, определяемые географически);

2) сети электросвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации (далее - сети электросвязи, не определяемые географически);

3) сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

3. Сети электросвязи, определяемые географически, и сети электросвязи, не определяемые географически, образуют телефонную сеть связи.

4. Телефонная сеть связи включает в себя:

1) сети фиксированной телефонной связи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и использующие ресурс нумерации географически определяемых зон нумерации;

2) сети подвижной радиосвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

3) сети подвижной радиотелефонной связи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации;

4) сети подвижной спутниковой радиосвязи, не определяемые географически и использующие ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации.

5. Сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи, включают в себя:

1) сети передачи данных;

2) телеграфные сети связи (включая сети "Телекс");

3) сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

6. Требования к построению сетей электросвязи, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защите от несанкционированного доступа и передаваемой посредством их информации, применяемым средствам связи, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия, оказанию услуг связи устанавливает Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации в пределах своей компетенции.

7. Используемые в настоящих Правилах понятия обозначают следующее:

"вызов" - действия, совершаемые пользователем в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого пользователя, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи;

"зона нумерации" - ресурс нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, идентифицируемый кодом географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации;

"код географически определяемой зоны нумерации" - часть символов цифровой структуры номера, определяющая местоположение пользовательского (оконечного) оборудования в пределах территории субъекта Российской Федерации;

"код географически не определяемой зоны нумерации" - часть символов цифровой структуры номера, определяющая вид услуги электросвязи или сеть электросвязи, функционирующую в пределах всей территории Российской Федерации или ее части;

- суммарное время занятия средств связи и линии связи за определенный интервал времени;

"присоединение сетей электросвязи" - установление технико-технологического взаимодействия средств связи 2 сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями минуя другие сети связи;

"смежные узлы связи" - 2 узла связи, связанные между собой общей линией связи;

"точка присоединения" - средства связи, входящие в состав одной сети электросвязи, с помощью которых осуществляется физическое подключение к средствам связи другой сети электросвязи и обеспечивается возможность пропуска трафика между этими сетями;

"узел связи" - средства связи, выполняющие функции систем коммутации;

"уровень присоединения" - обозначение совокупности точек присоединения, обладающих идентичными функциональными возможностями при их использовании для оказания услуг присоединения сетей электросвязи и услуг по пропуску трафика.

II. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

8. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи (далее - договор о присоединении) и с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами.

9. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи оказывает услуги присоединения сетей электросвязи (далее - услуги присоединения) операторам:

1) сетей междугородной и международной телефонной связи;

2) сетей зоновой телефонной связи.

10. Оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей зоновой телефонной связи;

2) сетей местной телефонной связи;

3) сетей передачи данных.

11. Оператор сети местной телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей местной телефонной связи;

2) сетей передачи данных.

12. Оператор сети передачи данных оказывает услуги присоединения операторам:

1) сетей передачи данных;

2) сетей зоновой телефонной связи;

3) сетей местной телефонной связи.

13. Оператор сети телеграфной связи оказывает услуги присоединения операторам сетей телеграфной связи.

14. Для присоединения сетей операторы сетей электросвязи организуют точки присоединения. При этом:

1) оператор сети междугородной и международной телефонной связи создает точки присоединения в каждом субъекте Российской Федерации;

2) оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи создает точки присоединения в каждом городском поселении субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть;

3) оператор сети местной телефонной связи создает точки присоединения в каждом муниципальном образовании, на территории которого функционирует эта сеть.

15. Договором о присоединении (помимо иных положений) должны быть предусмотрены:

1) права и обязанности операторов связи при присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии;

2) существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, указанные в разделе IV настоящих Правил;

3) порядок рассмотрения споров между операторами связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

16. Оказываемая оператором сети связи услуга присоединения включает в себя:

1) согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика;

2) монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения;

3) присоединение сети связи;

4) обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, в течение срока действия договора о присоединении.

17. В договоре о присоединении должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий присоединения сетей электросвязи, предусмотренных в разделе IV настоящих Правил.

18. К отношениям операторов сетей связи по поводу заключения договора о присоединении, за исключением случаев, когда одним из них является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, применяются правила направления оферты и получения акцепта, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации.

19. При вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на условия присоединения других сетей электросвязи и пропуска трафика, соответствующий оператор связи обязан заблаговременно оповестить об этом операторов взаимодействующих сетей.

20. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в различных субъектах Российской Федерации;

2) между сетями зоновой телефонной связи и сетями связи общего пользования иностранных государств.

21. Оператор сети зоновой телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями междугородной и международной телефонной связи и функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации сетями местной телефонной связи;

2) между сетями зоновой телефонной связи различных зон нумерации, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации;

3) между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, за исключением пропуска трафика между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории города федерального значения;

4) между сетями зоновой телефонной связи и сетями передачи данных, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации.

22. Оператор сети местной телефонной связи обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

1) между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения;

2) между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения.

23. Оператор сети междугородной и международной телефонной связи в соответствии с выбором оператора, имеющего намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, обязан обеспечить возможность взаимодействия сети междугородной и международной телефонной связи с сетью такого оператора либо с использованием технологии коммутации каналов или технологии коммутации пакетов информации.

24. Оператор телеграфной сети связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика между присоединенными телеграфными сетями связи.

25. Оператор сети телефонной связи обязан вести учет услуг по пропуску трафика повременно. Продолжительность каждого соединения учитывается с первой секунды его установления.

26. Операторы телеграфных сетей связи и сетей передачи данных самостоятельно определяют перечень услуг по пропуску трафика и ведут учет этих услуг исходя из объема переданной информации.

III. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования

27. Предусмотренные Федеральным законом "О связи" и настоящим разделом особенности заключения договора о присоединении применяются в отношении операторов, включенных в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - реестр), ведение которого осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи в соответствии с положением о ведении реестра, утвержденным Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.

28. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

29. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливает условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации.

30. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию.

Порядок регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

31. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан в срок, не превышающий 90 дней с даты получения им уведомления о включении его в реестр, установить условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, в том числе условия использования задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении имущества (включая линейно-кабельные и иные сооружения связи). Такие условия устанавливаются для всех услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, указанных в приложениях N 1 и 2 соответственно, за исключением тех услуг, оказание которых ведет к нарушению нормативных правовых актов, определяющих требования к построению и функционированию единой сети электросвязи Российской Федерации.

32. В течение 7 дней после установления условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, публикует указанные условия в отраслевых средствах массовой информации и направляет их в Федеральную службу по надзору в сфере связи.

33. В случае если Федеральная служба по надзору в сфере связи самостоятельно или по обращению операторов связи обнаружит несоответствие условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, установленных оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, настоящим Правилам или иным нормативным правовым актам в сфере связи, указанная Служба направляет оператору, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования, мотивированное предписание об устранении обнаруженных несоответствий.

34. В течение 30 дней с даты получения предписания Федеральной службы по надзору в сфере связи оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан установить и опубликовать новые условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика.

35. Оператор связи, имеющий намерение получить услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, при направлении такому оператору оферты о заключении договора о присоединении не вправе предлагать условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, отличные от опубликованных условий.

36. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, получивший оферту о заключении договора о присоединении, направляет в срок, не превышающий 30 дней с даты ее получения, оференту акцепт, содержащий проект договора о присоединении, или мотивированный отказ от заключения такого договора.

37. Отказ оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, от заключения договора о присоединении не допускается, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации.

IV. Существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

38. Существенные условия присоединения сетей электросвязи включают в себя технические, экономические и информационные условия.

39. Технические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

1) уровни присоединения;

2) местонахождение точек присоединения каждого уровня присоединения сетей электросвязи;

3) технические параметры точек присоединения сетей электросвязи;

4) объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению сетей электросвязи и их распределение между операторами сетей связи;

5) порядок пропуска трафика по сетям электросвязи;

6) порядок взаимодействия систем управления сетями электросвязи;

7) порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и линий связи;

8) порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

40. Экономические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

1) перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, а также цены на них;

2) порядок расчетов за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

41. Информационные условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:

1) состав и порядок передачи информации об абонентах (включая номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору сети для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий;

2) требование о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.

Приложение N 1

Перечень услуг присоединения сетей электросвязи

1. Услуги присоединения сетей электросвязи (далее - услуги присоединения), оказываемые оператором сети междугородной и международной телефонной связи:

услуга присоединения на международном уровне присоединения;

услуга присоединения на междугородном уровне присоединения.

2. Услуга присоединения, оказываемая оператором сети зоновой телефонной связи:

3. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети местной телефонной связи:

услуга присоединения на местном уровне присоединения;

4. Услуги присоединения, оказываемые оператором телеграфной сети связи:

услуга присоединения на федеральном уровне присоединения;

услуга присоединения на зоновом уровне присоединения.

5. Услуги присоединения, оказываемые оператором сети передачи данных:

услуга присоединения на зоновом (узловом) уровне присоединения;

услуга присоединения на абонентском уровне присоединения.

Приложение N 2

Перечeнь услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи

1. Услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи:

а) услуга международного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на международном уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи оператора, находящегося за пределами территории Российской Федерации);

б) услуга междугородного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на междугородном уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи);

в) услуга зонового завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на зоновом уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи);

г) услуги местного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи):

услуга местного завершения вызова на узле связи;

услуга местного завершения вызова на смежном узле связи;

услуга местного завершения вызова на сеть связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть связи с 2 и более транзитными узлами.

2. Услуги завершения вызова на сеть оператора связи (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи того же оператора):

а) услуга зонового завершения вызова на сеть оператора связи;

б) услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи:

услуга местного завершения вызова на узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с одним транзитным узлом;

услуга местного завершения вызова на сеть оператора связи с 2 и более транзитными узлами.

3. Услуги транзита вызова (деятельность оператора связи, направленная на обеспечение пропуска через его сеть связи трафика между сетями 2 других операторов электросвязи):

а) услуги международного транзита вызова:

услуга международного транзита вызова, не предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

услуга международного транзита вызова, предназначенного для завершения на территории Российской Федерации;

б) услуга междугородного транзита вызова;

в) услуга зонового транзита вызова;

г) услуга местного транзита вызова.

4. Услуги инициирования вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети связи данного оператора связи, до точки присоединения к сети данного оператора связи при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или операторами сетей передачи данных):

а) услуга междугородного инициирования вызова;

б) услуга зонового инициирования вызова;

в) услуги местного инициирования вызова:

услуга местного инициирования вызова на узле связи;

услуга местного инициирования вызова на смежном узле связи;

услуга местного инициирования вызова с одним транзитным узлом;

услуга местного инициирования вызова с 2 и более транзитными узлами.

В Минкомсвязи решили внести изменения в некоторые НПА, регулирующие взаимодействия операторов в вопросах присоединения, пропуска трафика и оплаты этих услуг. В опубликованном проекте постановления правительства внимание многих привлекли исключения для операторов передачи данных для целей передачи голосовой информации. В ответ на заявления "Skype обижают" последовал ответ Минкомсвязи, что для IP-операторов ничего не меняется. Предлагаю сравнить действующие "Правила присоединения сетей электросвязи..." и предложенные изменения.​

В сопроводительном документе "Сводный отчет в отношении нормативного правового акта" есть обязательная информация о проблеме, которая может быть устранена благодаря предлагаемым изменениям, вносимым в действующие законы и подзаконные акты. Поэтому предлагаю сначала "выслушать" разработчиков, перед тем как вы ознакомитесь с таблицей, которая позволит выяснить, что же на что меняется.

В данном случае, проблемы в кратком виде следующие: "Есть требования по иерархическому построению сетей телефонной связи и пропуску трафика только между сетями одного уровня или через сети верхнего уровня иерархии. Действующее регулирование приводит к использованию неоптимальных маршрутов пропуска трафика между сетями операторов связи и, как следствие, возникновению неоправданных издержек операторов связи. Необходимость выравнивания экономических условий взаимодействия операторов фиксированной телефонной связи и операторов подвижной радиотелефонной связи ".

То есть авторы изменений нацелены изменить ситуацию, о которой операторы говорят уже несколько лет — избыточность и неоптимальность путей пропуска трафика из-за требований взаимодействия местных телефонных сетей только через присоединение к зоновым и МГ/МН сетям. Эти требования по присоединению сетей и пропуска трафика — "только так" — позволяли телефонным госмонополиям в прошлом получать дополнительные доходы от альтернативных операторов. Была и другая причина введения именно такого присоединения и пропуска трафика — это наличие на тот момент более развитой (с точки зрения географического охвата) и более мощной магистральной сети у тех, к кому присоединялись местные операторы.

Время шло, происходили изменения, появились другие операторы, получившие МГ/МН-лицензии и построившие свои магистральные сети, расширяли свой бизнес региональные/местные операторы и всё чаще возникали ситуации, когда было понятно, что есть технически возможные и экономически более выгодные способы организации взаимодействия операторов, в которых зоновые сети — "лишнее звено".

"Отсутствие решения данной проблемы приводит к тому, что операторы связи несут дополнительные расходы на оплату услуги зонового завершения вызова либо на строительство собственных зоновых сетей, что в конечном итоге перекладывается на абонентские тарифы ", — "Сводный отчёт в отношении нормативного акта".

Что предлагается изменить в действующих сейчас НПА:
а) разрешить дополнительные варианты присоединения сетей местной телефонной связи к сетям подвижной радиотелефонной связи и сетям междугородной и международной телефонной связи в субъекте Российской Федерации;
б) ввести новые услуги межоператорского взаимодействия такие как, "завершение вызова в субъекте", "инициирование вызова в субъекте", которые объединяют в себе услуги завершения на местном и зоновом уровне и инициирование на местном и зоновом уровне соответственно;
в) объединение услуг вводится для введения единой цены на зоновое и местное завершение вызова.

Предлагаемые изменения могут, так или иначе, затронуть большое количество операторов связи — около 10 тысяч телеком-компаний, по оценке авторов новой редакции НПА.

В качестве аргумента ссылаются на то, как построено взаимодействие операторов в других странах: "В странах Европейского союза и Соединенных Штатах Америки чаще встречается двухуровневая система построения сетей телефонной связи ". То есть дополнительно подтверждается необязательность (или ненужность) зоновых сетей в иерархии российских сетей связи.

Для удобства сравнения я подготовил таблицу, в которой отмечены (выделены жирным шрифтом) дополнения или удаление слов (зачеркнутый текст).

Изменение под условным номером 1 действительно содержит "новацию" — между МГ/МН сетью и местной телефонной сетью может быть организовано прямое соединение (присоединение).

В изменениях под номерами 2 и 3 (и далее в других пунктах "Правил...") авторы проекта НПА предлагают разделять с точки зрения данного НПА сети передачи данных для целей оказания услуг связи по передаче данных и сети передачи данных для целей передачи голосовой информации. В одном случае предусмотрена услуга присоединения, для других — исключена.

Честно говоря, если учитывать только эти изменения и в том виде, в котором они предложены, совершенно непонятно каким образом должны функционировать сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, если они оказываются вне "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", содержащих нормы для сетей разного уровня иерархии, для операторов местной, зоновой, междугородной и международной связи.

В пунктах 6-8 описаны изменения, относящиеся к пропуску трафика, с учётом появления присоединения оператора местной телефонной связи к оператору МГ/МН-связи. В пункте 6, предположу, разработчики изменений также учитывают возможность появления услуги "переносимость номера" в сетях фиксированной телефонии (по аналогии с MNP). Или тут что-то другое?

В пунктах 9 и 10 описывается взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи при наличии присоединения сети местной телефонной связи.

Основные изменения в Приложении №2, на которые я обратил внимание, связаны с идеей введения новой услуги "завершение вызова в субъекте", "инициирование вызова в субъекте" (за счёт объединения услуги завершения на местном и зоновом уровне и инициирование на местном и зоновом уровне соответственно). Кроме этого, услуга "транзита вызова внутри субъекта Российской Федерации" заменит/объединит услуги зонового транзита вызова и местного транзита вызова.

Обновлён будет не только текст "Правил...". Изменения в перечне услуг и изменение названий будут и в тексте Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. № 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".

Источники, которые использовались для сравнительной таблицы: "Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 (ред. от 08.08.2015) "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" " на сайте "Консультант Плюс" и законопроект "О внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части взаимодействия сетей электросвязи" на сайте regulation.gov.ru.

20 мая в "Коммерсанте" опубликовали статью "Абонентов Skype замкнут внутри сети", в которой автор акцентировал внимание на невозможность присоединения сети передачи данных для целей передачи голосовой информации после вступления изменений в силу.

Реакция участников рынка (цитаты из статьи):

  • "Для нас критично, если мы не сможем предоставлять пользователям возможность звонить на мобильные и фиксированные телефоны: это один из методов монетизации ", — сообщил "Коммерсанту" источник в одном из IP-операторов.
  • В Минкомсвязи отказались развернуто комментировать проект, лишь оговорились, что "никаких запретов для IP-операторов он не накладывает ".
  • В "МегаФоне" говорят, что проект необходимо обсуждать. В "Вымпелкоме" и МТС не стали комментировать проект.
  • Предлагаемые решения в области правил тарификации, как считают в МТТ, "могут существенно перекроить межоператорский и конечный рынок, предоставив необоснованные преференции существенному оператору, и фактически привести к монополизации рынка фиксированной связи ".

Вечером того же дня ТАСС опубликовало

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: