Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации. Закон об информации и информационной безопасности Пунктом 4 статьи 8 фз 149

Информационная безопасность - это сфера деятельности, где изучаются, составляются, оформляются и применяются меры безопасности и защиты личной информации, а также открытость и доступность общедоступной информации. Специальные сотрудники федер. органов проверяют все каналы и потоки сведений для обнаружения и ликвидации утечки засекреченных данных, а также для предотвращения преступлений. Для гарантий прав граждан на использование и распространение данных был принят соответствующий закон.

Список законов РФ об информационной безопасности

Основные вопросы, процессы и меры информационных систем безопасности регулируются Федеральным законом 149 об инф. технологиях и безопасности. Однако эту область контролируют и положения других законов.

Контроль над этой сферой деятельности осуществляется при помощи следующих законов:

  • ФЗ номер 152 о личных данных. Этот закон регулирует правоотношения между сотрудниками органов и гражданами, работниками учреждений, когда при проведении проверок сотрудники органов обладают полномочиями проверять любые материалы, документы и компьютеры. В таких случаях каждый человек может защищать свои персональные данные и материалы, относящиеся к его личной жизни;
  • Этот закон регулирует правоотношения между работниками, сотрудниками, участниками осуществления проектирования, строительства, исполнения условий и требований по отношению к продукции и товарам и т. д. Также он определяет права, полномочия и обязанности перечисленных лиц;
  • ФЗ номер 63 об электронной подписи. Этот закон регулирует правоотношения между участниками сделок купли-продажи, при выполнении услуг для обеспечения нужд муниц. и гос. учреждений, при исполнении гос. функций и других юр. действий, когда используются электронные подписи;
  • ФЗ номер 99 о предоставлении лицензии на отдельные категории деятельности. Этот закон регулирует правоотношения, возникающие между сотрудниками различных гос. органов и юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, возникающие при предоставлении лицензии на перечисленные в законе категории деятельности.

Во всех перечисленных законах оформлены статьи и положения, контролирующие сферу информационной безопасности и защиты личных данных.

Общие положения 149 ФЗ

Закон об информ. безопасности 149 был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Последние изменения в него были внесены 25 ноября 2017 года. ФЗ 149 содержит 18 статей. Он касается правоотношений, возникающих при проведении деятельности по поиску, предоставлении, производстве или передаче материалов или информации, при использовании системы и развитии мер защиты информации, при использовании или применении полученных сведений.

Краткое содержание Федерального закона номер 149 об информации, инф. технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — сфера, которую регулирует закон;
  • 2 ст. — термины и понятия;
  • 3 ст. — список законных принципов регулирования в данной сфере;
  • 4 ст. — акты и нормативы, контролирующие настоящую область;
  • 5 ст. — информация - это объект правоотношений;
  • 6 ст. — лица, обладающие сведениями;
  • 7 ст. — информация, доступная населению, открытая и публичная;
  • 8 ст. — перечислены лица, имеющие права на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — ограничения и запреты;
  • 10 ст. — распространение и предоставление сведений третьим лицам;
  • 11 ст. — документирование и учет;
  • 12 ст. — способы регулирования и контроля над настоящей сферой;
  • 13 ст. — системы и программы;
  • 14 ст. — гос. системы, содержащие важную информацию;
  • 15 ст. — применение телевизионно-коммуникационных сетей в описываемой области деятельности;
  • 16 ст. — защита и меры безопасности сведений;
  • 17 ст. — ответственность, наказания и виды преступлений;
  • 18 ст. — перечисление утративших силу положений.

Настоящий Федеральный закон обладает основными принципами, используемыми для определения информационной безопасности и для мер защиты:

  • Любое лицо, проживающее на территории России имеет право на поиск публичной и общедоступной информации, использование найденных сведений для распространения и передачи любыми известными способами;
  • Граждане имеют право применять, распространять или передавать только общедоступные сведения, запрещено запрашивать какие-либо данные, относящиеся к секретным или частным;
  • Ограничения или запрет на доступ к информации может быть осуществлен только в связи с определенными положениями законодательства Российской Федерации;
  • Сведения распространяются и передаются лицам только в случае их запроса на эту информацию;
  • Любая организация, фирма или компания с коммерческой программой обязуется предоставить подробные сведения о собственной деятельности и с описанием характеристик компании в публичном доступе. Исключения могут быть использованы только если они соответствуют условиям и требованиям настоящего ФЗ;
  • Информационная система контролируется и защищается государственными учреждениями;
  • Все системы, эксплуатация информации и данные, оформленные на официальных сайтах или в официальных документах обязаны быть на русском языке.

Не только граждане (физ. лица), но и юридические лица обладают правами на наличие информации. У физ. и юр. лиц различные полномочия в этой области и права, обязанности и полномочия определяются законодательством, а именно нормативными актами РФ и описываемым Федеральным законом.

В ФЗ 149 перечислены права, которым обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Права на разрешение или ограничение доступа к принадлежащей владельцу информации;
  • Право на передачу данных или сведений третьим лицам в связи с оформлением и заключением договора;
  • Право на использование, распространение сведений по собственному усмотрению так, как желает владелец.

В ФЗ 149 перечислены обязанности, которыми обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Соблюдение прав, обязанностей и полномочий других граждан, к которым сведения могут относиться;
  • Применение запрета или ограничения на доступ к данным, если эти данные должны быть изъяты из доступа согласно положениям нормативов, актов и законов России;
  • Применение мер и методов для обеспечения защиты и безопасности информации, которая принадлежит этому лицу.

Любая информация, сведения и данные, разрешенные для распространения и применения должна быть открытой и предоставляться в свободном порядке. Шифровки возможны только в исключительных случаях, оформленных в настоящем законе. В случае если при передаче или при распространении информации деятельность происходит без участия СМИ (подробнее , проводится контроль, чтобы данные были достоверными и имели идентификацию опубликовавшей личности.

Владелец сайта в сети Интернет или любого другого ресурса, где распространяется информация обязан в специальной колонке или рубрике поместить собственные данные:

  • Имя, фамилия, отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Адрес проживания.

Такие данные о владельце сайта могут понадобиться не только гражданам, заходящим на сайт, но и сотрудникам органов. Любое лицо, имеющее осложнения с доступом к информации или имеющее вопросы к владельцу, имеет право выслать письмо. Письмо также высылается владельцу в случае, если были обнаружены какие-либо нарушения в интернет - ресурсе.

Согласно законодательству РФ, запрещена также любая пропаганда. Среди запретов перечислена пропаганда войны и насилия, пропаганда религиозной или расовой ненависти, пропаганда самоубийства (псих. влияние) и т. д. За перечисленные виды открытой или закрытой пропаганды автор текста будет нести уголовную или административную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Секретные, тайные или важные материалы, документация, сведения должны быть задокументированы. Оформление таких бумаг и способы их хранения оформлены в Федеральном законе об исполн. власти.

Владелец информации или каких-либо материалов при просмотре интернет - страниц может обнаружить использование собственной информации без разрешения. В таком случае, владелец имеет право подать иск о нарушении авторских прав на владельца сайта. При подаче иска составляется доверенность, обязательно заверяющаяся у нотариуса.

Скачать закон об информационных технологиях и защите информации

Граждане, сотрудники или должностные лица, нарушившие установленные положения, требования и условия закона будут нести ответственность. В случае, если гражданин обнаружил нарушение собственных прав в описанной выше области, он имеет право подать иск в судебные органы для получения компенсации и возмещения убытков, в зависимости от ситуации:

  • В случае, если лицу был причинен моральный ущерб;
  • Нанесение ущерба чести и деловой репутации;
  • Защита чести и достоинства.

Владелец интернет-ресурса, страницы или сайта имеет право купить информацию у лица. Часто случается, что третьи лица продают материалы без ведома автора. В таких случаях иск о нарушении авторских прав будет проигнорирован. Эти условия и требования действуют не только на продажу сведений, но и на получении лицензии на использование авторских прав.

В случаях, когда нарушения закона были обнаружены неоднократно на одних и тех же сайтах и ресурсах, сотрудники органов контроля имеют право ограничить к ним доступ. На официальных сайтах Федеральных органов можно найти документ с полным списком сайтов и ресурсов, доступ к которым был ограничен или вовсе запрещен.

Информатизация затрагивает всё больше сфер экономики и общественной жизни. Для комплексного регулирования правоотношений, возникающих по поводу данных (информации) в любом виде, был принят закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Список законов РФ об информационной безопасности и технологиях

Сфера хранения и обмена данными регулируется несколькими федеральными законами:

  • № 2124-1 от 27.12.1991 г. «О СМИ»;
  • № 5485-I от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» (касается ограничения доступа к сведениям в целях обеспечения безопасности работы государственных институтов);
  • № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» (регулирует отношения, связанные с ограничением доступа к определённым данным юридических лиц);
  • № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

Краткое содержание ФЗ 149

Рассматриваемый закон содержит ряд положений:

  • перечень основных понятий;
  • список основополагающих норм, которых государство должно придерживаться при регулировании информационной сферы;
  • определение информации с точки зрения закона;
  • описание права на доступ к информации и оснований для его ограничения;
  • описание способов распространения сведений по различным каналам связи;
  • установление статуса новостного агрегатора, организатора распространения сведений в интернете, оператора поисковой системы, владельца сервиса с аудио- и видео-контентом;
  • порядок регулирования сферы обмена данными на уровне государства;
  • описание информационных систем и режима их использования;
  • порядок ведения единого реестра доменных имён;
  • основания для ограничения доступа к определённым сведениям и сайтам;
  • меры ответственности;
  • порядок вступления нормативного акта в силу.

Статья 1

  • реализацию права граждан и организаций на производство данных, их передачу, поиск, хранение;
  • защиту данных;
  • использование технологий в информационной сфере.

Статья 2

В статье даны дефиниции терминам, часто используемым в документе. Так информация определена как любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. В тексте можно найти описание сайта в сети Интернет, электронного сообщения, поисковой системы и других явлений.

Статья 3

В данной статье утверждены базовые принципы правового регулирования порядка обращения с информацией:

  • свобода поиска и распространения информации любым не запрещённым способом;
  • прекращение доступа к определённым сведениям возможно только в рамках правовых актов Российской Федерации;
  • информация о работе гос. органов должна находиться в свободном доступе, если сведения не относятся к гос. секретам;
  • данные должны быть достоверными и предоставляться лицам своевременно;
  • сбор информации о частной жизни, её хранение и распространение, допустимы только с согласия гражданина;
  • недопустимо предоставление приоритета определённым технологиям на уровне правовых актов, если обязанность использовать определённую технологию не установлена законом РФ;
  • при функционировании информационных систем должна обеспечиваться государственная безопасность;
  • данные создаются в равной степени на всех языках, которыми пользуются народы РФ.

Статья 4

Законодательство в области обращения информации, её защиты и информационных технологиях состоит из:

  • Конституции РФ;
  • международных соглашений;
  • ФЗ-149;
  • других законов РФ.

Статья 5

Информация может быть нескольких видов:

  • предоставляемая на основании закона (например, о работе гос.органа);
  • передаваемая по соглашению между лицами;
  • распространяемая свободно;
  • данные, использование которых ограничено.

6 статья

В тексте регламентируется статус обладателя информации . Им может быть гражданин, любая организация, орган государственной власти. Обладатель информации может:

  • передавать данные по договору или в ином порядке;
  • прекращать доступ к сведениям определённых лиц или разрешать его;
  • использовать информацию по своему усмотрению.

Обладатель обязан:

  • защищать данные;
  • ограничивать доступ к сведениям, которые не могут свободно распространяться в соответствии с законом;
  • воздерживаться от нарушений прав третьих лиц.

7 статья

В этой статье 149-го ФЗ, описывается порядок работы с общедоступной информацией. К таковой относятся данные, распространение которых не ограничено. Например, общеизвестные сведения.

8 статья

Установлены нормы, регулирующие право на доступ к информации. Кратко его можно охарактеризовать так: граждане и представители организаций могут использовать любые источники для получения необходимых данных.

Государственные органы обязаны отвечать на запросы лиц, если обращение касается прав или обязанностей заявителя.

В рамках реализации принципа открытости информации, нельзя ограничивать распространение сведений:

  • о состоянии окружающей среды;
  • текстов правовых актах, регламентирующих полномочий госорганов, прав и обязанностей юр. лиц и граждан;
  • сведений о работе госорганов;
  • информации, которая хранится в архивах, музеях, библиотеках;
  • иных сведений.

Государственные институты обязаны отвечать на запросы граждан и организаций, которые касаются прав и обязанностей заявителей, указывая необходимую информацию.

Статья 9

В этом разделе Федерального Закона установлен общий порядок прекращения доступа к определённой информации. Конфиденциальная информация может касаться гос. секретов, частной жизни граждан, служебной или профессиональной тайне и т.д. Люди, которые получили доступ к данным ограниченного распространения, не могут передавать их третьим лицам.

Статья 10

Здесь регламентированы некоторые особенности распространения данных. Если распространение сведений происходит через интернет, но не СМИ, пользователю должна быть доступна информация о владельце сайта.

Ст. 11

В некоторых случаях сведения подлежат документированию согласно законодательству. Например, работа государственных ведомств осуществляется в соответствии с правилами делопроизводства.

В статье установлены базовые нормы работы с сообщениями, подписанными цифровой подписью.

Ст. 12

Тут описаны направления деятельности государства в сфере применения закона номер 149-ФЗ:

  • регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и обменом информацией;
  • защита несовершеннолетних от нежелательных данных;
  • создание благоприятных условий для развития сетей телекоммуникации;
  • развитие информационных систем.

Ст. 13

Нормы этой части закона касаются создания и работы информационных систем. Они могут быть федеральными, региональными, муниципальными и иными.

Системы создаются на основании отдельного нормативного документа, который регламентирует порядок использования данных, назначение системы, круг лиц, имеющих доступ к ней и другие вопросы.

Ст. 14

В статье раскрываются основы работы государственных информационных систем. Такие ресурсы создаются для обеспечения работы госорганов.

Ст. 15

В статье утверждены общие правила работы информационных сетей на территории РФ.

В тексте предусмотрена норма, которая позволяет требовать обязательной идентификации пользователей, если такое правило будет введено на уровне федерального законодательства.

Ст. 16

В статье раскрывается понятие защиты информации. Предпринимаемые меры должны:

  • обеспечивать свободный доступ всех лиц, которые имеют право пользоваться информацией;
  • способствовать соблюдению особого режима использования информации, если он установлен;
  • предотвратить неправомерное использование данных, их модификацию, удаление, совершение других неправомерных действий.

Обладатели информации должны:

  • своевременно получать сведения о противоправном доступе к информации и прекращать его;
  • делать шаги по предупреждению противоправных действий в отношении информации;
  • хранить персональные данные физических лиц РФ только на территории страны;
  • контролировать уровень защиты важной для них информации;
  • предусмотреть возможность полного восстановления данных, если они будут неправомерно удалены или изменены.

Ст. 17

В статье утверждены меры ответственности за нарушение правил в сфере обращения информации.

Работники, которые пользуются сведениями ограниченного распространения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за разглашение информации.

Ущерб может быть компенсирован через суд в рамках гражданско-правовой ответственности.

В некоторых случаях возможно наложение административного взыскания. Например, если муниципальное СМИ отказывает участвовать в информировании людей о предстоящих выборах, то организация будет привлечена к ответственности по статье 13.17 КоАП РФ.

Ст. 18

Список нормативных документов, которые перестают действовать после принятия ФЗ-149.


Закон о распространении информации в интернете

В РФ не принимали отдельного правового акта, который бы регламентировал обмен данными в интернете.
Указанные правоотношения регулируются нормами статей 10.1-10.5 ФЗ-149.

Изменения и поправки в законе

В ФЗ-149 неоднократно вносились изменения. Чаще всего в документ добавлялись новые статьи, которые касались обращения с определённым массивом данных.

Например, с сентября 2015 г. персональные данные граждан должны находится на носителях на территории РФ.

В последней редакции, действующей с 30.06.2018 г., была добавлена статья 14.1.

Поправки касаются создания и работы системы идентификации граждан на основе их биометрических данных.

Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

  • . регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
  • . ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
  • . ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
  • . регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.

Так же есть Федеральный закон о безопасности 390. Подробности

Информационную безопасность считают сферой деятельности, где изучают, составляют, оформляют и осуществляют различные мероприятия по защите конфиденциальной информации. Сотрудники федеральных органов РФ ликвидируют утечки засекреченных сведений и предотвращают киберпреступления.

В целях защиты личных конкретных данных граждан РФ в интернете был принят ФЗ № -ФЗ от 27 июля 2006 г. об информационных разнообразных технологиях и о защите конфиденциальной информации.

Перечень основных вопросов и проводимых мероприятий по обеспечению должной информационной безопасности приведен в федеральном законе № -ФЗ от 27 июля 2006 г. об информационных разнообразных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации. Однако эту область регулируют и иные законы РФ.

Обеспечение надежной информационной защиты регулируют и такие законы:

  • ФЗ № от 27 июля 2006 г. По этому закону регулируют правовое взаимодействие между госслужащими и физлицами или юрлицами, когда сотрудники контролирующих госорганов проверяют любую документацию, материалы или компьютеры граждан РФ. По закону, в этих ситуациях каждый гражданин РФ защищает свои личные данные;
  • ФЗ № от 27 декабря 2002 г. В этом документе отражены особенности технического регулирования в отношении продукции, услуг, работ, которые используют в целях защиты секретных сведений (гостайны);
  • ФЗ № от 6 апреля 2011 г. По этому закону регулируют правовое взаимодействие между 2 и более участниками сделки по предоставлению разнообразных услуг. Это касается обеспечения бесперебойной работы госучреждений и выполнении иных аналогичных действий с применением электронных цифровых подписей;
  • ФЗ № от 4 мая 2011 г. По этому документу регулируют правовые отношения между сотрудниками разнообразных госорганов и юрлицами, ИП, которые возникают при лицензировании конкретных категорий деятельности.

Во всех вышеприведенных законах РФ есть статьи и положения, при применении которых осуществляют защиту личных цифровых данных онлайн пользователей.

Краткое содержание ФЗ № 149

Федеральный закон № -ФЗ от 27 июля 2006 года об информационных разнообразных технологиях и о защите конфиденциальной информации состоит из следующих 18 статей:

  • 1 - про сферу регулирования законом. ФЗ регулирует защиту информационных различных технологий и гарантирует безопасность цифровой информации;
  • 2 - основные понятия и терминология;
  • 3 -приведен список конкретных законных принципов;
  • 4 - основные нормативные документы и акты;
  • 5 - об информации как отдельном объекте права;
  • 6 - об обладателе различных данных;
  • 7 - про общедоступную информацию;
  • 8 - о праве на доступ к конкретным сведениям;
  • 9 - про ограничение свободного доступа к данным;
  • 10 - о предоставлении необходимых сведений;
  • 11 - о проведении документирования;
  • 12 - про методы государственного контроля;
  • 13 - что собой представляет информационная система РФ;
  • 14 - про информационные системы РФ;
  • 15 - про применение телекоммуникационных сетей;
  • 16 - о защите конфиденциальных сведений;
  • 17 - ответственность, основные виды наказания за правонарушения в интернете;
  • 18 - перечень положений, которые утратили юридическую силу.

Внимание! Не только физлица, но и юрлица обладают различными обязанностями и правами в интернете. Об информационных конкретных технологиях и о защите конфиденциальной информации говорится в нормативных различных актах и в законе № -ФЗ от 27 июля 2006 г.

Текст ФЗ 149

Важно! Граждане РФ и юрлица предоставляют документально подтвержденную информацию только тем лицам, которые ответственны за разработку и работу конкретного веб-ресурса. Таковыми считают различных хостинг-провайдеров или определенную хостинговую компанию.

Основные принципы обеспечения надежной защиты информации

В ст. 3 закона № -ФЗ об информационных разнообразных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации перечислены основные принципы обеспечения цифровой безопасности в сети. В этой статье говорится о следующих 8 принципах:

  1. Свободном распространении и поиске конкретных сведений законным путем;
  2. Установлении различных ограничений абонентского доступа к запрещенной Роскомнадзором информации;
  3. Гласности и открытости различных сведений о ежедневной деятельности госорганов, кроме ситуаций, установленных отдельными законами РФ;
  4. Равноправии различных языков РФ, которые используют при создании сайтов и их использовании;
  5. Обеспечении должного уровня госбезопасности РФ при создании новых веб-ресурсов, их применении и защите конфиденциальных сведений;
  6. Достоверности конкретных данных;
  7. Неразглашении личной, семейной тайны без согласия на этого самого гражданина РФ;
  8. Запрете незаконного установления привилегий в использовании одних информационных конкретных технологий перед аналогичными иными.

Обязанности и права лиц, владеющих сведениями

В законе № -ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации перечислены основные права, которыми обладает физлицо или юрлицо-владелец онлайн веб-ресурса (например, руководитель соцсети или мессенджера). К таковым относят следующие правовые основания:

  • право на обеспечение или ограничение свободного доступа к конкретным персональным сведениям;
  • право на передачу личных данных онлайн-пользователей третьим лицам после заключения необходимого договора;
  • право на применение, передачу конкретных данных по своему желанию ее владельца.

Внимание! Организаторами распространения цифровой информации в интернете считают лиц, которые обеспечивают стабильную работу и разработку компьютерных программ для отправки и приема онлайн-сообщений.

Таковыми гражданами считают владельцев мессенджеров (WhatsApp, Viber, Skype, Telegram), соцсетей (ВК, Твиттер) и др.

  1. В ФЗ № были обновлены статьи 2, 7, 8, 13 и 15. В ст. 2 последние поправки внесены 29 июня 2015 г. В п. 20 этой статьи добавили понятие поисковой системы;
  2. В 2013 г. введено несколько поправок в ст. 7 (4, 5, 6 пункт) ФЗ № . Согласно таким нововведениям, теперь размещение информационных материалов в интернете разрешено только в конкретном формате, допускающим проведение автоматизированной обработки цифровых данных;
  3. В п. 5 ст. 7 были введены определенные мероприятия по нераспространению секретных сведений, которые являются гостайной. По требованию Роскомнадзора, публикацию открытых цифровых данных (например, о доходах чиновников) приостанавливают или прекращают вовсе;
  4. В п. 5 ст. 8 ФЗ № 27 июля 2010 г. были внесены некоторые поправки. Теперь госорганы обеспечивают свободный доступ к конкретным сведениям о собственной ежедневной деятельности не только в реальной жизни, но и в интернете;
  5. В ст. 13 закона РФ № -ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации новые поправки были введены 31 декабря 2014 г. Согласно этим нововведениям, техсредства, которые используют госорганы или государственные компании, должны быть зарегистрированы в РФ. Контроль за соблюдением такой нормы регламентирует Правительство РФ.
  • ст. 9 дополнена ч. 21. Теперь порядок идентификации владельцев различных веб-ресурсов и применения конкретных мер по ограничению свободного доступа к запрещенным сайтам определяет Роскомнадзор;
  • ст. 102 утратила силу;
  • в ст. 15 добавили сведения о новых полномочиях Роскомнадзора.

Теперь сотрудник этого надзорного органа РФ выполняет такие действия:

  1. Создает и пользуется электронной системой ФГИС, которая содержит перечень запрещенных сайтов;
  2. На основании конкретного обращения из полиции или иного правоохранительного органа определяет владельца сайта с запрещенной информацией;
  3. Отправляет хостинг-провайдеру электронное уведомление о незамедлительном предоставлении сведений, которые идентифицируют владельца запрещенного сайта;
  4. В ФГИС указывает дату и время отправления уведомления.

Далее, на протяжении 3 рабочих дней с даты получения письменного уведомления от Роскомнадзора хостинговая компания предоставляет контролирующему госоргану нужную информацию. На протяжении 3 дней с даты получения от интернет-хостинга необходимых данных Федеральная служба по надзору в сфере связи направляет конкретному владельцу веб-ресурса требование о необходимости срочного подключения к ФГИС, на протяжении 30 рабочих дней.

Внимание! При неисполнении такого требования, Роскомнадзор самостоятельно закрывает доступ к запрещенному сайту. На протяжении 24 ч. контролирующий орган отправляет провайдерам ссылку на сайт, которой надо закрыть. Затем, поставщик интернета на протяжении суток делает сайт недоступным для всех онлайн-пользователей.

Заключение

Любую информацию, которая разрешена для применения и рассылки, в интернете предоставляют в свободном доступе. Определенные ограничения к 1 или нескольким сайтам устанавливают только в особых случаях, которые перечислены в ФЗ N от 27 июля 2006 г.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: