Организация и постановка культурно досуговых программ. Общая методика подготовки и проведения массовых культурно-досуговых форм. Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии

Можно обратиться к самым современным формам работы, использовать все многообразие средств, но если при этом не знать, во имя чего и в какой логической последовательности действовать, что хотелось бы получить в итоге, вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Итак, любая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результатов необходимо:

а) правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

б) определить, в какой логической последовательности действовать;

в) какие формы, способы и приемы при этом использовались.

Все это составляет основу методики. Методика- это систематизирование знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.

Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасшабность практической деятельности.

Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы)- частная методика; конкретизированные формы организации процесса- конкретная методика.

Общая методика- это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи). Общая методика подготовки массовой досуговой программы делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки и проведения досуговой программы зависит от масштабности мероприятия. Праздник города и кафе-встреча- не сопоставимы ни по масштабности, ни по сложности подготовки. И хотя этапы подготовки практически остаются теми же, но по наполняемости отдельными компонентами они будут разными. Просмотреть весь процесс подготовки и проведения массовой досуговой программы во всей ее сложности можно лишь на примере таких масштабных форм работы: праздника города, карнавала, фестиваля и т.п.

Первый этап подготовки досуговой программы- этап планирования. Он включает в себя:

1. Создание оргкомитета, куда войдут люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры …). Основным принципом работы оргкомитета является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело. В задачу оргкомитета входит прежде всего общее оперативное руководство отделами, комиссиями, рабочими группами и лицами, ответственными за определенные участки работы. Методы здесь различны: заседания оргкомитета, рабочих групп, оперативные совещания, летучки, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации: указания, отчет; моральное и материальное стимулирования за хорошо выполненное задание в ходе подготовки мероприятия, организации и проведения мероприятия.



2. Создание организационно-постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Важное значение в подготовке массового мероприятия имеет умелый подбор творческих работников, прежде всего сценариста и режиссера-постановщика. Режиссер является не только творцом, но и организатором всей работы, на нем лежит ответственность за весь ход мероприятий. Художник должен стремиться к тому, чтобы в каждом случае найти наилучшее изобразительное решение темы применительно к сценическим условиям. Сложность его работы заключается в том, что приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, начиная с эскизов костюмов участников и заканчивая праздничным убранством стадиона, а иногда и целого города.

Судьба мероприятия зависит от музыкального оформления. Способы его могут быть различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника, в другом- вновь написанная музыка компонуется с уже существующей, иногда все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежащих разным авторам.

Огромную роль в подготовке мероприятия играет группа технического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформления, радиофикацию мероприятия.



Группа материально-хозяйственного обеспечения организует мероприятия по благоустройству территории, отвечает за сооружения площадок, аттракционов, подготовку места проведения праздника, отвечает за транспорт, организует питание, торговое обслуживание, охрану порядка и медобслуживания.

3. Очень важный момент на этапе планирования массового мероприятия: постановка цели и прогнозирования результатов. Не следует забывать, что культурно-досуговая деятельность- педагогически организованная деятельность, или, во всяком случае, должна быть таковой.

4. Подготовительная организационно-методическая работа включает: определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы (театрализованное представление, тематический вечер, бал-маскарад и т.п.), а также определение места и времени его проведения.

5. Работа над мероприятием начинается с составления подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществлять, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все- не отвечает никто.

Второй этап подготовки досуговой программы- этап написание, обсуждения и утверждения сценария. Сценарий- это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода программы. В сценарии последовательно излагаются художественные и реальные элементы действия; указаны способы перехода от одной части действия к другой (мостики- переходы), иначе нарушается логика изложения материала. В нем приводится примерное содержание импровизированных выступлений гостей; планируется оформление программы; использование музыки, театральных шумов, света, видеоряда (кино, видео, слайдов); обозначаются вставные художественные номера.

Работа над сценарием начинается с определения темы и идеи, которые служат критерием для отбора нужного материала и диктуют форму реализации программы. Отсутствие тщательно разработанного сценария приводит к отсутствию четко композиционной выстроенности программы и организационной неразберихе.

Третий этап подготовки массовой досуговой программы самый сложный- этап осуществления сценария. После того как сценарий написан и утвержден, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. После утверждения сценария культурно-досуговой программы, режиссером разрабатывается режиссерская документация, которая включает в себя:

Режиссерский план постановки;

Режиссерский монтажный план;

музыкальную партитуру;

Световую партитуру;

план использования видеоряда;

Рабочую схему;

Репетиционный план.

В режиссерском плане кратко излагаются: основные компоненты постановки, последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе; связки между эпизодами; номера-эпизоды; характер мизансцен; потребность в бутафории, реквизите, музыкальных инструментах, костюмах, фонограммах; сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением; основные исполнители.

В монтажном листе находит отражение графическое изложение режиссерского замысла, где четко расписаны все компоненты каждого номера и средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры. Существует практика применения монтажного листа из двенадцати граф:

1-я графа- номер по порядку;

2-я гр.- название эпизода в точном соответствии сценарию и режиссерскому плану;

3-я гр.- название номера и его характер; автор и наименование произведения;

4-я гр.- исполнители: солисты, коллективы;

5-я гр. -аккомпанемент номера; желательно указать необходимость оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно указать порядковый номер фонограмм;

6-я гр.- тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, дикторские тексты;

7-я гр.- потребность в киноматериале с указанием характера ленты и формата;

8-гр.- сценическое оформление номера;

9-я гр.- световое решение номера; постановочные эффекты;

10-я гр.- костюмы для исполнителей; аксессуары костюмов (кобура, веер и др.);

11-ягр.- бутафория и реквизит;

12-я гр.- примечания.

Некоторые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Музыкальная партитура включает в себя пять граф монтажного листа:эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы. Обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей.

Световая партитура- одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию программы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе, требует своего решения.

Владение искусством светового и музыкального оформления является важным профессиональным аспектом режиссера культурно-досуговой программы. Правильно отобранные произведения и исполнители помогают обеспечить динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказаться от всего, что будет тормозить развитие программы. Создание светового оформления требует сотрудничества с художником.

После разработки режиссерской документации начинается непосредственная подготовка культурно-досуговой программы, которая включает в себя:

Работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочной и генеральной);

Подготовку сценических площадок, их оформления;

Подбор и изготовление реквизита и костюмов;

Звуковое оформление- поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

Работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения массовой культурно-досуговой программы. Ее успех зависит от многих факторов, умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; четкой работы режиссера и помощников режиссера, звукорежиссера, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения мероприятия наступает четвертый этап- этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих, рассчитаться по кредитам, т.е. произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу сценариста, режиссера, художника и т.п., произвести другие оплаты.

Затем наступает момент обсуждения и анализа произведений культурно-досуговой программы. В ходе обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута поставленная цель или нет, какие принципиальные ошибки допущены, или наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведения программы и ее обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:

Протоколы заседаний оргкомитета;

План подготовки и проведения программы;

Копия сметы расходов;

Сценарий и монтажный лист к нему;

Эскизы оформления и костюмов;

Видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

Отзывы средств массовой информации и зрителей;

Протоколы и иные документы с материалами обсуждения анализа проводимого мероприятия.


Тема. Драматургия массовых форм культурно – досуговой

По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» - концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

  • - развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
  • - приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
  • - формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
  • - укрепление здоровья детей;
  • - формирование опыта организации содержательного досуга.
  • - приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
  • - овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
  • - развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
  • - постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
  • - воспитанием гуманности, толерантности;
  • - формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
  • - освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

  • - приобщением детей к художественной культуре,
  • - воспитанием у них культуры общения,
  • - формированием культуры организации досуга,
  • - обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации - мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

  • 1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
  • 2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
  • 3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
  • 4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т.п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие - в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап - возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап - возраст 11 -13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап - возраст 14 -17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

  • - занятия детей в творческих мастерских;
  • - участие детей в конкурсах;
  • - сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;
  • - участие детей в играх;
  • - просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

  • 1) проведение единых тематических мероприятий;
  • 2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий - от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях - артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

  • - игровые методы,
  • - упражнения.
  • - обсуждения,
  • - создание, проигрывание и анализ ситуаций,
  • - творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
  • - театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • - осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  • - осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
  • - изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
  • - приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  • - освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
  • - повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • - изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
  • - формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Термин «технология » происходит от двух древнегреческих слов: «техне » – искусство, мастерство и «логос » – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта .

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употребле­нии этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характер­ных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология - это совокупность приемов, применяю­щихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодей­ствия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности .

Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятель­ности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания .

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости отряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, ис­кусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе», и далее «... известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии исполь­зования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых цент­рах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города» .

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

    общие технологии ориентируют на наиболее харак­терные процессы, происходящие в культурно-досуговой дея­тельности (например, процесс внедрения хозрасчетных меха­низмов в практику учреждений культуры и досуга);

    функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализа­ции определенного содержания сферы культуры и досуга (при­мером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

    дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными катего­риями населения и различными возрастными группами .

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

    концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологи­ческое и социально-педагогическое обоснование дости­жения поставленных целей;

    системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

    управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах раз­вития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

    эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

    и еще важный элемент разработанной технологии - это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами .

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержа­тельная техника реализации теории в практику.

Н.К. Фоменко, разрабатывая программу курса «Технология ведения культурно-досуговых программ» для специализации «Организация и ведение культурно-досуговых программ», в организации тематической культурно-досуговой программы предлагает рассматриватьтри периода (фазы): докоммуникативная; коммуникативная; посткоммуникативная.

Культурно-досуговая программа - это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:

  • 1. Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
  • 2. Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
  • 3. Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
  • 4. Фольклорная программа (обрядовые праздники)

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.)

Методика подготовки:

I этап - планирование

  • · Создание оргкомитета;
  • · Создание организационно-постановочной группы;
  • · Определение целей и прогнозирование результатов;
  • · Определение формы проведения, места и времени;
  • · Разработка подробного плана подготовки мероприятия, распределение обязанностей.

II этап - создание сценария :

1 вариант - социальный заказ

2 вариант - плановое мероприятие

  • § Определение темы (О чем?)
  • § Определение сверхзадачи (Ради чего?)
  • § Подбор и исследование материала (художественного

или документального)

  • § Написание сценария.
  • § Подбор выразительных средств (музыка, свет,

костюмы, декорации)

§ Составление сметы расходов

III этап - реализации мероприятия :

  • § Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов, видео.
  • § Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
  • § Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)
  • § Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

IV этап - анализ мероприятия .

Технологии в социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность (СКД) гарантирована Конституцией РФ. В ст. 44 установлено право граждан:

На участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

Право на доступ к культурным ценностям.

Кроме этого СКД гарантирована «Основами законодательства РФ о культуре» от 1992г., где определены сферы культурной деятельности, раскрыто их содержание, трактуются права человека в области культурной деятельности.

Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия сельского и городского поселений, полномочий муниципального района и полномочия городского округа по вопросам культуры (в части культурно-досуговых учреждений), которые заключаются в следующем:

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха.

Вопросы местного значения муниципального района:

Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Одной из задач по осуществлению полномочий местного органа власти по вопросам культуры (в части организации работы КДУ) является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.

Досуг означает время, не занятое работой или другим делом или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Досуг подразделяется на познавательный, творческий и рекреативный. Таким образом, задача учреждений культуры клубного типа состоит в предоставлении возможностей населению заниматься народным художественным творчеством в клубных формированиях или предоставлении населению различных культурно-досуговых мероприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включены показатели – удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений.

Для справки: в 2007 году охват населения клубными формированиями в Брянской области составил 4,00%, по Центральному Федеральному округу – 3,46%, по Российской Федерации – 3,91%. Несмотря на более высокий показатель по сравнению с показателями по ЦФО и РФ Брянская область по охвату населения клубными формированиями занимает 14 место среди 18 субъектов Федерации по ЦФО.

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры и составляет значимую часть в деятельности учреждений всей социальной сферы. Понятие социально-культурная деятельность состоит из двух основополагающих: социальная деятельность и культурная деятельность.

Социальная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий, которые должны помочь каждому человеку в разном возрасте успешно пройти процесс социализации и социальной адаптации. Социализация – это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоение ею нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

Успешное прохождение человеком социализации и адаптации позволят ему несмотря на жизненные кризисы и экстремальные ситуации сохранять душевное равновесие, чувство собственного достоинства, трудовую активность.

Культурная деятельность – это деятельность по выявлению, сохранению, освоению, созданию и распространению культурных ценностей. К культурным ценностям относятся: языки, говоры, диалекты, традиции, обычаи, обряды, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства, здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, технологии.

Таким образом, социально-культурная деятельность – это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самопознание личности.

Социально-культурная деятельность – это технологический процесс в результате которого появляется такой конечный продукт как: концерт, конкурс, вечер, массовый праздник, спектакль, шоу-программа или др. мероприятия.

Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществления чего-нибудь.

К культурно-досуговым мероприятиям относятся: тематические вечера, устные журналы, диспуты, деловые игры, встречи за круглым столом, детские утренники, концерты, вечера ветеранов войны и труда, театрализованные праздники и представления, спектакли, народные гуляния, карнавалы, праздники города, района, села, гражданские семейные обряды и ритуалы, выставки, показательные выступления, сеансы одновременной игры в шахматы и шашки, киносеансы (если киноустановка в оперативном ведении учреждения), видеотеки, дискотеки, благотворительные мероприятия и др. Чем интереснее проходят различные мероприятия, тем большее количество населения в качестве непосредственных участников или посетителей в них участвуют.

Проведению того или иного мероприятия предшествует большая подготовительная работа.

Рассмотрим методику подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Методики бывают: общие (методика подготовки и проведения мероприятия, методика работы с творческим коллективом и т.д.); частные (методика постановки номера, методика работы с ведущими, методика оформления сцены и т.д.).

В целом схему технологии социально-культурной деятельности можно представить так: СОЦЗАКАЗ – ЦЕЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМА – СРЕДСТВО – МЕТОДЫ – МЕРОПРИЯТИЯ – АНАЛИЗ – СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ.

Методика совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения.

Метод способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Средства – приемы, способы действия для достижения какой-то цели.

Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; всесторонний разбор рассмотрения.

Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Рекреативный – содержащий в себе элементы развлечения, занимательности.

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Методику проведения досуговой программы условно можно разделить на семь этапов.

Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:

Создание оргкомитета в который входят люди заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;

Создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

Определение формы проведения мероприятия, места, времени;

В случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;

Разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме (см. приложение № 1);

Утверждение программы проводимого мероприятия (см. приложение № 2). Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.

Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:

Написание сценария и составление сметы расходов;

Согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;

Согласование сценария и сметы расходов (см. приложение № 3) на заседании оргкомитета;

Утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения).

В смете расходов на проведение мероприятия указываются расходы по кодам показателей (по экономической классификации расходов и указание источников финансирования данного мероприятия). В смете делается подробная роспись по каждому виду расходов.

Например: расходные материалы:

СД-диск 2 шт х 15-00= 30-00

Элементы питания 4шт х 80-00 = 320-00 и т.д.

Источниками финансирования на проведение мероприятия могут быть: средства областной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области (Культура Брянщины) на 2006-2010гг»; муниципальная целевая программа по развитию и сохранению культуры на территории данного муниципального образования; средства на текущее содержание данного учреждения культуры; спонсорские средства; средства, полученные учреждением от оказания платных услуг населению.

В случае использования средств областной целевой программы средства перечисляются исполнителю мероприятия в соответствии с заключенным договором между управлением культуры и муниципальным образованием.

Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:

Работу с творческими коллективами, подбор исполнителей, художественных номеров, рабочих репетиций, монтировочной и генеральной репетиций;

Оформление сцены;

Запись фонограмм;

Световое решение;

Изготовление костюмов и реквизита;

Приобретение расходных материалов;

Приобретение призов;

Работа со СМИ;

Работа со спонсорами;

Работа с потенциальными зрителями.

Четвертый этап – проведение мероприятия.

Пятый этап – анализ мероприятия (как правило на следующий день):

Необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;

Отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;

Внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.

Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.

В случае использования финансовых средств на подготовку и проведение мероприятий представляются отчеты за использованные средства в бухгалтерию учреждения (поселения). На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.

При организации питания для участников мероприятия расходы оформляются следующими документами: договор на обслуживание с предприятием общественного питания, предоставляющего услуги, список питающихся (с данными указанными выше), талоны на питание, счет, счет-фактура, акт выполненных работ. При приобретении продуктов питания за наличный расчет в товарных чеках указывается наименование, количество и стоимость приобретенных продуктов. Все документы сдаются в бухгалтерию.

Призы участникам – победителям различных мероприятий присуждаются решением жюри, которое утверждается отделом культуры или руководителем учреждения или поселения. Протокол решения жюри, которым определяются победители, представляется в бухгалтерию. Вручение дипломов и призов производится по ведомости, которая сдается в бухгалтерию с приложением списка награжденных с данными на них, указанными выше. В случае, если приз получает учреждение его получение представителем учреждения-победителя осуществляется по доверенности и накладной. Полученные в качестве приза материальные ценности ставятся на учет.

Авансовые отчеты по средствам, предусмотренным на данное мероприятие, сдаются в бухгалтерии, как правило, в течение трех дней.

В случае списания материалов, использованных на подготовку и проведение мероприятия, в акте на списание подробно указываются причины списания.

Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:

Сценарий мероприятия;

Положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);

План подготовки и проведения мероприятия;

Программа мероприятия;

Списки участников мероприятия;

Состав жюри;

Протокол жюри;

Образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);

Программа мастер-класса (творческой лаборатории);

Фото и видеоматериалы;

Отзывы в прессе;

Протоколы заседания оргкомитета;

Итоговая справка.

1.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.1998.

2.Волощенко Г.Г.Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СПб., 1999.

3.Генкин Д.М. Клубная драматургия. М., 1983.

4.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998.

5.Зезерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М. «Просвещение». 1975.

6.Иконникова С.Н., Чепелев В.И. Клубоведение. М., 1980.

7.Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М:МГУКИ, 1999.

8.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.

9.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.. 2003.

10.Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.

11.Приложение № 1 к приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006г. № 229. М., 2006.Методические указания по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов.

12.Указ Президента РФ от 28 июня 2007г № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.


Разработал: Заместитель директора

ГУК «Брянский областной методический центр

«Народное творчество» Р.М.Путимцева


Приложение № 3

«УТВЕРЖДАЮ»

__________________________

______________/____________/

СМЕТА

расходов на подготовку и проведение _______________________________

Время проведения: _____________ 200__ года

Место проведения: ________________________

Наименование учреждения, ответственного за проведение мероприятия:_________

________________________

Источник финансирования:областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области 2006-2009 г.г.», (или наименование другой программы или др.) раздел ____, пункт _____

№ п/п

Наименование расходов

Сумма

(руб.)

Код показателей (по ЭКР)

Раздел,

пункт программы

ИТОГО:

Директор ________________

(подпись)

Смету проверил: гл. бухгалтер ___________________

(подпись)


Исп. ________________

(ФИО)

Тел.:_________________


Приложение № 1

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

ПЛАН

подготовки и проведения мероприятия

_______________________________________________

(наименование мероприятия)

_______________________________________________

(место проведения мероприятия)

№ п/п

Наименование видов работ

Срок исполнения

Ответственный

за исполнение

Разработал:

СОГЛАСОВАНО

__________________ __________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение № 2

Подробное расписание проведения мероприятия по времени, месту проведения:

Например: ПРОГРАММА

фольклорного праздника «Яблочный Спас в Салыни»

16.00ч

Встреча гостей праздника у входа в комплекс «Фольклор-ная деревня» творческими коллективами Дубровского района.

Приглашение гостей в избу крестьянского быта Х1Х века.

Открытие экспозиции выставки народного костюма, рушника и ДПИ из фондов народного музея ГУК «БОМЦ «Народное творчество».

Переход участников и гостей праздника к Главной сцене.

16.30-17.00ч

Главная сцена. Открытие праздника.

17.00ч

Открытие избы крестьянского быта ХП века. Экскурсии.

17.00 – 18.00ч

Концертная программа коллективов Дубровского района.

18.00-18.30ч

Конкурсно-игровая программа для гостей и участников праздника.

18.30-19.00ч

Переход гостей в пансионат «Салынь».

19.20ч

Ужин.

20.00 – 22.00ч

Дискотека. Конкурсно-развлекательная программа.

22.00ч

Фейерверк.

Разработал:

_________________________(Ф.И.О. исполнителя)

Зав. отделом

СОГЛАСОВАНО:

________________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«УТВЕРЖДАЮ»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: