Какие телевизоры будут в ближайшем будущем. Каким будет телевидение будущего? Какие характеристики телевизора завоевали доверие потребителей

В Москве закончила работу 20-я международная выставка-форум CSTB . Telecom & Media ’2018.

3 дня напряженной работы отрасли телевидения и телекоммуникаций – несколько десятков презентаций и громких заявлений международных и российских мейджеров, запоминающиеся стенды международных экспонентов, сотни встреч с партнерами и конкурентами, насыщенная деловая программа – этим запомнится участникам и гостям 20-я юбилейная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2018, которая завершила свою работу 1 февраля. Более 270 брендов, среди которых мировые и российские производители и дистрибьюторы контента, ведущие операторы многоканального цифрового телевидения и связи, кабельные и спутниковые компании, медиахолдинги и телеканалы, зарубежные и российские контент-провайдеры, производители и поставщики оборудования и услуг, и немногим более 25 000 посетителей – профессионалов ТВ и телеком индустрии.

CSTB.Telecom&Media встретила свое двадцатилетие торжественным открытием, участие в котором приняли генеральный директор "Мидэкспо" Ирина Недумова, президент АКТР Юрий Припачкин, генеральный директор "Триколор ТВ" Алексей Холодов, вице-президент Huawei Russia Чжэн Синь, генеральный продюсер "Первый канал. Всемирная сеть" Дмитрий Борисов и заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников. Поздравление с юбилеем в адрес организаторов направил также Герман Клименко, советник Президента РФ по развитию Интернета. Выступающие сошлись во мнении, что выставка-форум CSTB.Telecom & Media уже 20 лет является главным ежегодным событием отрасли.

CSTB.Telecom&Media’2018 еще раз доказала, что это не только выставка, но и универсальная платформа для бизнес-коммуникации телеком-сообщества. Существенная часть проекта – многопотоковый международный форум, который в этом году включил в себя беспрецедентное количество тематических мероприятий – 20 секций, дискуссий и семинаров.

Деловая программа началась с круглого стола "Стратегии развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения" , где лидеры отрасли обсудили фундаментальные изменения в сфере дистрибуции контента и поделились своим мнением о том, как меняется путь пользователя при просмотре линейного и нелинейного телевидения. Среди выступавших: Яна Чурикова, VIACOM, Юрий Припачкин, АКТР, Алексей Волин, Минкомсвязи РФ, Михаил Силин, АКТР, Дмитрий Медников, ВГТРК, Валентина Удалова, Первый канал, Кирилл Лыско, Цифровое телевидение, Михаил Ковальчук, Сигнал Медиа, Чжэн Синь, Huawei Russia, Алексей Холодов, Триколор ТВ, Наталья Братчикова, МТС, Романчук Виктор, Ростелеком, Михаил Демин, НТВ-ПЛЮС, Кирилл Махновский, Орион Экспресс, Николай Орлов, Eutelsat S.A., Жаркын Турсынов, ЛайфСтрим, Ксения Ачкасова, MediaScope, Александр Лигер, НСК.

Среди важных тем для обсуждения - проблема пиратского контента и способы борьбы с ним. Сегодня уже заблокированы основные пиратские ресурсы по распространению видеоконтента. Кроме этого, Минкомсвязи заблокировало и более 500 "зеркал" пиратских платформ. Спикеры пришли к выводу, что для рядового пользователя первичен контент, а не способ его потребления, а участники рынка должны вместе работать над созданием ценности контента в глазах потребителя. Кроме того, эксперты отметили, что нелинейное смотрение набирает обороты, при этом абонент в удобное для себя время смотрит продукты, созданные для линейного телепросмотра. Много говорили об ОТТ сервисах,например о том, что развитие OTT зависит от того, как телеканалы будут выстраивать свои платформы по легальному распространению контента. При этом традиционное эфирное распространение не будет свернуто, скорее в данном вопросе стоит говорить о сегментации. Участники обсудили отношения телеком-операторов с производителями контента, которые во многом до сих пор существуют в серой зоне: телеком-операторы работают в неконкурентной среде, где нет индустриальной статистики – нет данных по телесмотрению и распределению платежей абонентов.

О легальном распространении и монетизации телевизионных каналов в интернет-среде говорили на презентации , в которой представители компании НСК, Первого канала, SPB TV, МТС и Витрины ТВ вместе с Алексеем Волиным, заместителем Министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, обсудили, какие драйверы и барьеры существуют для вещания телевизионных каналов в интернет-среде. На данный момент не существует единого платформенного решения, однако технологии шагнули далеко вперед, что позволяет ведущим игрокам рынка максимально легализовать свое присутствие в ОТТ. Эксперты сошлись во мнении, что вещание в ОТТ сопряжено с технологическими сложностями, телеканалам стоит сотрудничать с платформами, которые предлагают современные решения, например, показывать таргетированную рекламу конкретному пользователю в зависимости от устройства.

Впервые на CSTB.Telecom&Media 2018 состоялась "Стратегическая сессия российских ассоциаций производителей", в рамках которой представители Минпромторга России, ВГТРК, АРПАТ, АИВ, AVRA, АРПЭ, РАТЭК, АТРП, GS Group, РВК и TPV CIS детально обсудили стимулы для развития отечественного производства. Среди главных – налоговое стимулирование, государственные закупки, таможенно-тарифное регулирование, государственное субсидирование и стандартизация. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что все стандарты должны быть гармонизированы с международной практикой, в противном случае отечественное производство не сможет составить конкуренцию зарубежному.

Еще одна дискуссия "ULTRA HD – новый глобальный этап развития телевидения?" собрала за одним столом представителей ТМТ Консалтинг, Триколор ТВ, Dolby в России и СНГ, GS Group, Eutelsat S.A, Лайфстрим ("Смотрёшка"), Irdeto, "Первый ТВЧ" и компании Huawei. Эксперты обсудили изменения, произошедшие на российском и международном рынках UHD в 2017 году, перспективы развития абонентской базы UHD-телевидения в России, драйверы роста и проблемы развития технологий. Уже каждый третий продаваемый в мире телевизор поддерживает формат Ultra HD. В России эта цифра пока несколько ниже – порядка 16% устройств, но цена на технику снижается. На сегодняшний день ни технических, ни коммерческих проблем для развития 4К в России не существует. Единственный вопрос – это вопрос контента, важно отметить, что отечественного контента на рынке сейчас практически нет. Однако перспектива радует – компания "Первый ТВЧ" начинет снимать собственный контент в формате Ultra HD уже в ближайшее время.

В Форуме региональных операторов, соорганизатором которого выступила Ассоциация Ростелесеть, приняли участие представители операторов со всей России, среди них Уфанет, Ордерком, Видикон, Ланта, КЭТИС, Ореол, Sevencom, а также Контур-М и Первый ТВЧ. Речь шла, в частности, о "законе Яровой" и возможных путях его реализации в контексте хранения операторами данных. Участники форума были едины во мнении, что закон не удовлетворяет ожиданиям операторов и мешает их деятельности, а вот в оценке постановления Правительства об изменении срока необходимого хранения данных до 1 месяца участники разошлись. Кроме того, были затронуты вопросы оптимизации контентного наполнения каналов, необходимость определения единых параметров для оценки просмотра канала и развития мобильных приложений для спутниковых операторов, а также продвижение мобильного телевидения для "поколения планшетов".

Еще одна новинка выставки – конференция CONTENT SUMMIT RUSSIA. "Российский контент: тенденции и перспективы" , организованная компанией "Мидэкспо" при поддержке Reed MIDEM в сотрудничестве с Expocontent. Ведущие продюсеры, дистрибьюторы, селлеры и байеры контента в ходе дискуссий обсудили маркетинговые исследования национального рынка контента в РФ, перспективы его выхода на международный рынок и развитие отечественных телеканалов за пределами РФ, а также новые технологии и тренды будущего медиаотрасли (360° и VR). Кроме того, эксперты обсудили проблемы выхода на зарубежные ТВ-рынки российских телеканалов и теледистрибьюторов, диагностировав стагнацию и даже уменьшение аудитории российских каналов за границей. В мероприятии приняли участие Александр Цекало, кинокомпания "Среда", Влад Ряшин, Star Media, Василий Соловьев, российский ТВ и кинопродюсер, Алексей Троцюк, Yellow Black and White, Гевонд Андреасян, Большое кино, Александра Модестова, "Экспоконтент", Вера Оболонкина, Первый канал. Всемирная сеть, Нина Ромодановская, Proficinema, Яна Бельская, Кабельщик, Евгений Борисов, Vortex.Pictures, Кирилл Танаев, Mordern Media Research Institute, Юлия Юзбашева, ValidataKIDS, Екатерина Филатова, AVRA и многие другие.

О событийном маркетинге как эффективном способе промотирования телеканалов и операторов говорили на кейс-марафоне "Маркетинговая активность операторов и вещателей". Эта сессия собрала вместе представителей вещателей и операторов из разных регионов России, которые в формате ярких 10-минутных выступлений делились своим опытом по проведению различных мероприятий для привлечения внимания и повышения лояльности целевой аудитории. Соорганизатором и модератором сессии выступила Яна Бельская, главный редактор интернет-портала "Кабельщик". Были представлены масштабные и креативные маркетинговые кейсы операторов и телеканалов, ориентированные на зрителей и подписчиков, реализованные как в Москве при участии крупных операторов, так и в регионах и других странах. Среди них: опыт региональных операторов - "Телеплюс" из города Дубны, "Телемир" из Липецка ("Неделя российского кино"), РИКТ из Междуреченска, Уфанет из Уфы и Кэтис из Владимира; Большой квест по "Игре престолов" от Дом.ру. Живой интерес вызвали кейсы вещателей: "Живые мертвецы" от телеканала Fox, первая телевизионная премия фокусников от телеканала Trick, рыболовный фестиваль от "Первый ТВЧ", родительские вебинары от Lagardere, федеральная кампания "Смотрёшка", розыгрыш поездки операторов на Каннский кинофестиваль от ПКВС, запуск сериала Медичи от Viacom, работа с блогерами и вирусное видео от телеканала Discovery.

Большой успех среди посетителей имела секция "OTT.Future", которая объединила представителей сервисов и операторов. Генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин отметил эффективность принятого в прошлом году закона о "зеркалах", нацеленного на борьбу с пиратством. Статистика показывает, что благодаря закону, количество пользователей нелегальных сайтов удалось снизить до 37 млн. При этом число пользователей легальных ресурсов возросло до 2 млн. Кроме того, в 2017 году в силу вступили законы о контрольно-кассовых терминалах, об анонимайзерах и об онлайн-кинотеатрах. В рамках секции участники подвели итоги по мировому рынку VOD/OTT, анализ которого выявил увеличение доли SVOD до 50%, уменьшение доли AVOD и транснациональную экспансию, и выход нового игрока рынка профессионального видео – соцсетей. Представители независимых OTT-сервисов положительно оценили перспективы интеграции OTT-сервисов и операторов. Для повышения качества работы платформ была предложена формула, базирующаяся на "трех китах": маркетинг, контент, техническая доработка. Главными трендами будущего года, по мнению экспертов, станут цифровая трансформация ТВ, умное производство контента, власть цифровых платформ, а также процессы слияний и поглощений. В секции приняли участие представители ТМТ Консалтинг, J’son&Partners Consulting, TelecomDaily, РАЭК, IKS-Consulting, ivi, Megogo, OKKO, PeersTV, Мегалабс, Орион Экспресс, Триколор ТВ, Ростелеком, МГТС и другие.

На ежегодной секции "Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Перспективные спутниковые технологии связи и вещания в приложении к российскому рынку" (соорганизатор: журнал "Теле-спутник") уделили внимание потенциалу использования спутниковой связи в непривычных для России средах и поделились инновационными проектами в этой отрасли. В ходе секции с докладами выступили представители Триколор ТВ, ГК "Орион", Спутниковое ТВ МТС, STV, Лайфстрим, Евтелсат Нетворкс, ФГУП "Организация "Агат", ТМТ Консалтинг, ГК AltegroSky, Государственной Думы РФ, Northern Sky Research, J"son & Partners Consulting, Хьюз Нетворк Системс, ЗАО "Рэйс Телеком", НЕБО ГК, ФГУП "Космическая связь", НИИАС, Иридиум Коммьюникешенс, ФГУП Морсвязьспутник, Информационный Космический Центр "Северная Корона", Д.К.Орбитал.

Обсудили новые проекты, направленные на создание "диджитал лайфстайл" платформ, выполняющих мультифункциональный сервис для абонентов. Например, проект компании "Триколор ТВ", позволяющий организовать трансляцию пакетов телеканалов на пользовательские гаджеты в публичных местах, или новую гибридную интерактивную приставку от ГК "Орион", сочетающую в себе технологии спутникового и IP-вещания, способную поддерживать большинство известных стандартов воспроизведения медиаконтента. Современные технологии привели рынок к тому, что уже не оператор решает, что будет смотреть абонент, а потребитель сам выбирает интересующий его контент и интерактивные возможности телесмотрения.

Отдельного внимания заслужила тема развития спутникового интернета и К- диапазона. По мнению большинства, спутниковый интернет не является конкурентом операторов, но во многом становится решением для покрытия "белых пятен", которых много даже в Московской области. Что касается потенциала развития спутниковой связи для подвижных объектов (автомобилей, поездов, самолетов), успешные кейсы реализации данной идеи уже существуют и были представлены на секции, хотя технология нуждается в субсидировании и развитии.

Секция "HIGH-TECH DATACASTING: инновационные технологии в телепроизводстве и вещании", контент-партнером которой выступило издательство "Телеспутник", разделилась на две сессии. Большой интерес вызвала дискуссия, в которой приняли участие представили телеканала RT и Первого канала. Эксперты рассказали о важности внедрения инновационных технологий для продакшна телеканалов. В частности, они отметили опыт производства контента в форматах VR и Video 360°. Несмотря на первые успехи, такой контент может стать массовым не в ближайшем будущем, а лишь с появлением более удобных и доступных абонентских устройств для его просмотра. Вторая часть секции состояла из докладов разработчиков технологических решений для нужд телевещательной отрасли, которые рассказали про инновационные решения и технологии в телепроизводстве и вещании. В секции приняли участие представители медиа-группы "Звезда", ТПО Ред Медиа, ФГУП "ТТЦ "Останкино", VIDAU Systems, ООО "Бродвью Рашша", EVS Broadcast Equipment, НСК, ФКОО "Хармоник Делавэр ЛЛК", ООО "ДжойМех", Виртуальные Студии ЦТПО РГГУ, HP Inc.

На секции "Мастерство создания и развития тематического канала" совместили теоретическую часть с рассмотрением реальных примеров из ТВ практики. Модераторами секции стали Яна Бельская, Кабельщик, и Регина Юркина, МедиаБренд. Мероприятие с участием экспертов в области рекламы, продюсирования и диджитал-маркетинга состояло из пяти тематических блоков, посвященных производству новостей, телевизионному промо и дизайну, интернет-продвижению, конструированию реалити-шоу. На секции обсудили тренды эфирного промо, дали рекомендации по созданию эффективного ролика, уделили внимание факторам успеха вирусной рекламы, рассказали о том, как делать рейтинговое реалити. Завершилась секция подробным разбором разножанровых программ, ставших номинантами 9-ой национальной премии "Большая цифра". Свои презентации и доклады представили Регина Юркина, "Медиабренд", Анастасия Бацуева, телеканал "Супер", Мария Винарская, независимый продюсер, Илья Золотаревский, независимый эксперт, Александр Железняков, Panasonic.

Следующая выставка-форума, 21-я по счету, пройдет через год, с 29 по 31 января 2019 года, в Крокус Экспо.

Мы расскажем, какими представляли себе телевизоры будущего в далеком прошлом и какими — сейчас.

Сложно представить будущее, если не можешь опереться на настоящее. Первым изобретателям и фантастам в этом плане было особенно нелегко: как можно описать телевизор будущего, если не то что телевизора — даже кинематографа настоящего еще нет?

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В цикле статей « » сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

19-й век

Например, в издании Punch’s Almanack за 1879 год помещено изображение «телефоноскопа» Эдисона — это, пожалуй, первый концепт будущего видеотелефона.

На картинке видно, что джентльмен и леди беседуют через трубки с молодой девушкой, которую они наблюдают на огромном экране. До постройки первого эдисоновского же «кинетографа» (прототипа кинематографа) оставалось еще десять лет.

Фото с сайта SBNation.com

Известный французский писатель и иллюстратор Альбер Робида в 1883 году издает первую книгу фантастической трилогии — «Le Vingtième Siècle» («ХХ век»).

На одной из картинок виден благодушный месье, глядящий на трансляцию уличного бурлеск-шоу, идущую прямо на его стене. Как при этом организована сама трансляция — неизвестно; по какой-то причине экран придуман овальным.

Фото с сайта SBNation.com

В конце позапрошлого — начале прошлого веков производители конфет и сигарет, шоколада и других товаров комплектовали продукцию тематическими картинками. Среди них попадались и те, которые показывали далекое будущее.

В 1899 году немецкая компания Hildebrand Schokoladenfabrik подготовила вкладыши для коробок с какао и шоколадом, на этих картинках художник пытался представить, каким будет будущее через сто лет — в 2000-м. Среди многих интересных прожектов мы видим и прообраз первого видеотелефона, и телевизор будущего.


Фото с сайта Netease.com

Мы видим сцену, на которой выступает дама, тут же играет оркестр. На сцену направлен рупор — вероятно, объектив камеры. А в другом помещении стоит еще один рупор — это уже проектор, который выводит изображение дамы на подмостках на стену.

Герры и фрау смотрят картинку, а звук оркестра слушают через проводные динамики. Художник, предрекший телевидение, не сумел «изобрести» обыкновенные динамики!

20-й век

Некоторые художники и футуристы становились заложниками собственного воображения и не очень сильно представляли, во что может вырасти зарождающаяся технология.

Например, в июльском номере журнала Science and Invention («Наука и изобретение») за 1922 год на обложке изображены трое мужчин, смотрящих по телевизору цветную трансляцию бейсбольного матча.

Первые прототипы телевизоров , и иллюстратор Говард Браун, похоже, оттолкнулся от того, что уже освоила промышленность: радио и телефон.

Вот и телевизор получился похожим на большой радиоприемник и телефонный коммутатор одновременно: у него массивная антенна, стрелочные приборы, много ручек настройки и гнезд для штекеров. Даже рубильник есть.


Фото с сайта Kinja-img.com.

С другой стороны, художник все же опередил свое время на три десятка лет: его модель выглядит почти так же, как , за исключением торчащих проводов.

С 1958 по 1962 год художник Артур Радебо опубликовал в газете Chicago Sunday Tribune серию работ под общим названием «Closer than we think!» («Ближе, чем мы думаем!»).

Почтальоны с реактивными ранцами, автомобильный тоннель по дну Берингова пролива, подвесные монорельсовые системы и прочие прожекты. На одной из картинок (на ней, кстати, указан еще 1949 год — долго же картиночка ждала своего часа) изображен большой телевизор, который, по задумке автора, оснащен неким «телевизионным магнитофоном», способным записывать телепередачи.


Фото с сайта Gizmodo.com

Кстати, можно видеть, что телевизор обладает зачатками 3D-способностей: девушка на экране, по-видимому, рекламирующая товар из телемагазина, буквально вылезает из кинескопа. А буквы на потолке — это система проекторов, которая выводит текст книг так, что их можно читать лежа.

В этой же серии вышли иллюстрации телевизоров во всю стену (Wall to Wall — «от стены до стены») с плоским экраном и телевизоры-наушники, которые передают трансляцию прямо в мозг.


Фото с сайта Geektimes.ru
Фото с сайта SBNation.com

Летом 1957-го в американском Диснейленде открылся дом будущего «Монсанто». Задумка Уолта Диснея — дома, построенные из пластика, с обилием окон и современных технологий.

Дом был буквально напичкан гаджетами для кухни, ванной, гостиной, спальни (многие вещи интерьера изготовлены из пластмассы — материала будущего, как считалось). Телефон с видеочатом тоже был. Среди прочего можно видеть огромный экран телевизора.


Фото с сайта DaveLandWeb.com
Телевизор еще не плоский, и грани у него скругленные. Диагональ экрана этак сантиметров под восемьдесят. Фото с сайта Flickr.com

Советские футурологи, фантасты и просто сказочники тоже не отставали.

Известный детский писатель Николай Носов в книге 1958 года «Незнайка в Солнечном городе» писал: «На другой день Клёпка и Кубик заехали за ними пораньше, и все вместе отправились на фабрику телевизоров и радиоприемников. Самое главное, что они здесь увидели, было изготовление больших плоских настенных широкоэкранных телевизоров. Нужно сказать, что во всех кинотеатрах Солнечного города были установлены такие настенные телевизоры с широкими экранами, поэтому картины передавались во все кинотеатры прямо из телевизионной студии. […] Такие же телевизоры, только значительно меньших размеров, имелись и во многих квартирах, но жители Солнечного города не любили смотреть кинокартины дома. Они были очень общительны, и им больше нравилось смотреть кино, собравшись вместе».

В 1961-м на Национальной Радиовыставке в лондонском выставочном зале Эрлс Корт британская компания, прославленный производитель электроники Pye показывает модель телевизора будущего, причем будущего не далекого, а близкого: дизайнер Джон Денисон-Хант пытался предвидеть 1971 год.

Телевизор, дитя космической эры, выглядит одновременно и фантастически, и по-мультяшному. Пожалуй, в мультсериале «Джетсоны», вышедшем годом позднее, этот телевизор смотрелся бы как нельзя более органично.


Ирония судьбы заключается в том, что в начале семидесятых компания Pye начала переживать тяжелые времена из-за экспансии японских брендов, и через несколько лет фирму выкупил концерн Philips. Фото с сайта Gizmodo.com

В 1967-м фирма Philco в честь своего 75-летия выпускает документально-футуристический фильм «1999 A.D.».

Это фильм о том, как будет жить средняя семья в 1999 году — отец семейства работает астрофизиком и несколько раз в неделю летает на колонизованную планету; жена домохозяйка, а сынишка ходит в школу только два дня в неделю: все остальное время он приобретает знания за компьютером. В доме полно компьютеров и систем видеонаблюдения, а огромный телевизор во всю стену может показывать голографические и объемные передачи.


Кадр из фильма. Изображение с сайта YouTube.com

В том же году на телеканале CBS выходит очередная серия телешоу «The 21st Century» («21 век»), ведущий которого, популярнейший американский телеведущий Уолтер Кронкайт, показывал типичный дом образца 2001 года.

Тут все и для удобной работы (спутниковые новости, передаваемые по факсу, и традиционный видеотелефон, и традиционные же системы видеонаблюдения). В гостиной — огромный экран во всю стену, управление которым происходит с помощью массивной консоли, похожей на те, что стояли в американских и советских НИИ. Телевизор может показывать объемное изображение.


Почему-то все видеокартинки, которые запускает на мониторах Уолтер, оказываются статичными. Наверное, все это было лишь макетом. В какой-то момент замечаешь фрагмент продакт-плейсмента: оператор задерживает взгляд на лейбле производителя аппаратуры Philco. Изображение: YouTube.com

Фантасты продолжают заглядывать в будущее и в последующие десятилетия, только при этом раз за разом отодвигают границы самого будущего.

В 1989-м выходит продолжение популярного фильма «Назад в будущее». На этот раз герои отправляются не в прошлое, а в будущее — в 21 октября 2015 года. В доме Марти МакФлая можно видеть гибкий телевизор, который управляется голосом и может показывать шесть каналов за раз. «ОК, я хочу каналы 18, 24, 63, 109, 87 и канал погоды», — говорит Марти-младший, — и тут же на экране появляются соответствующие телепрограммы.


Изображение: YouTube.com

В наше время это уже не диво: функция «картинка и картинка» известна еще на кинескопных моделях, а гнущиеся телевизоры появились в начале 2014-го — то есть, почти за полтора года до того времени, в котором оказались герои фильма. Правда, телевизоры из нашей реальности все еще нельзя свернуть в рулон.

21-й век

За последние двадцать лет во внешнем облике телевизоров изменилось немногое.

Плоские телевизоры появились в 1995 году с приходом «плазмы»; с тех пор панели сменили технологию на жидкокристаллическую и светодиодную и разве что стали совсем уж плоскими, в палец толщиной. Кроме того, появились — вот это действительно трудно было представить — .

Во «внутренностях» поменялось многое: помимо собственно технологии изготовления, сильно изменились и принципы взаимодействия зрителя и «ящика». Теперь телевизор умеет выходить в интернет, слушаться голоса, показывать объемный контент и .

Инженеры и футурологи не дремлют и сейчас, пытаясь предвидеть и предвосхитить телевизор завтрашнего дня.

Весной 2014-го Panasonic анонсировала умнотелевизоры, которые через встроенную камеру умеют определять сидящего перед ними зрителя и предлагать ему контент, рассчитанный исходя из его предпочтений. В телевизорах появляются датчики движения и распознавания жестов.

Вполне возможно, что еще через несколько лет телевизоры станут похожи на интерактивные системы, показанные в фильмах вроде «Особое мнение», где для выполнения различных задач зрителю приходится изрядно помахать руками.


Фото с сайта Medium.com

Футуролог Дэйв Эванс из компании Cisco Systems прогнозирует, что телевизоры станут порталами на стенах, причем это будет не панель, которая крепится на стену, — сама стена станет такой панелью и сможет показывать отдельный канал чуть ли не на каждом отдельном квадратном дюйме.

Телевидение станет еще более интерактивным: скажем, смотрите вы крутой боевик, а там на мотоцикле рассекает лихой парень в красивой кожаной куртке. Пара нажатий кнопок (или десяток взмахов руками) — и вот уже телевизор распознал модель куртки, заказал ее в интернет-магазине и отправил по вашему адресу. Хорошо, если не попробует примерить на себе.

А как вы представляете себе телевизоры будущего? Напишите нам в комментариях.

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении различимы при любом освещении.

Экраны на 33 мегапикселя, проекторы, способные в связке давать изображение произвольного размера, и безэкранные дисплеи - вот разработки, которые представили производители телевизоров на выставке потребительской электроники (CES), которая происходит в Лас-Вегасе.

Новинки телевизионной техники всегда были одной из центральных экспозиций CES.

В прошлом году в центре внимания были умные ТВ-интерфейсы, однако теперь снова правят бал экраны. Дело в том, что Sony и другие производители объявили о наступлении эпохи 4k. Этот термин характеризует разрешение экрана и означает, что новые дисплеи имеют более 4000 пикселей в ширину.

Их еще называют "ультра-HD" потому, что их разрешение вчетверо выше чем у современного 1080-пиксельного стандарта HD. Чтобы оценить это в полной мере, лучше видеть экран вблизи.

На выставке море 4k-экранов. Одни хвастаются технологией OLED (органических светодиодов), которая делает цвета более насыщенными, другие - сверхтонкой, почти невидимой рамкой. Настоящий фурор вызвали гигантские экраны Samsung и HiSense на 110 дюймов (279 см).

Единственное, о чем не любят упоминать производители, так это то, что цены на такие телевизоры долго еще будут неподъемными для большинства потребителей. Слишком много усилий было вложено в то, чтобы втиснуть на экран столько пикселей.

А что после 4k?

С 4k понятно, но каким может быть телевизор следующего поколения?
Главный претендент на этот титул демонстрируется на стенде компании Sharp - это экран 8k. Он имеет диагональ 85 дюймов (216 см) и больше точек, чем 33-мегапиксельное фото. Для сравнения: экран на 1080 пикселей дает лишь 2-мегапиксельное изображение.

Если смотреть на него с другого конца комнаты - разница не слишком заметна: наш глаз не столь совершенно. Но вблизи эффект невероятный: изображение кажется объемным без 3D-технологий.

Но если учесть, что большинство из нас не смотрит телевизор с расстояния нескольких сантиметров, - стоит ли новинка мороки?

"Если будущее за 4k, наш экран можно разделить на четыре секции и включить четыре футбольных матча в полном разрешении, - говорит Брэд Лайонс, представитель Sharp. - Это можно использовать в барах".

Кроме того, будут удовлетворены хирурги: новинка позволит им разглядеть мелкие детали во время операции.

Прозрачный телевизор

На стендах Samsung и LG также представлено будущее: компании продемонстрировали первые изогнутые OLED-экраны.

Это не совсем тот гибкий телевизор, появление которого некоторые предрекали. Тем не менее, производители утверждают, что его, в отличие от традиционных, можно смотреть под разными углами.

Но больше эмоций вызывает другой продукт - прозрачная телевитрина (Transparent Showcase) от Samsung. Она представляет собой 56-сантиметровый стеклянный куб, в который торговец может поставить свой товар (на нашем фото это ботинки), при этом на передней панели будет демонстрироваться полупрозрачное рекламное видео.

Когда прибор выключают, экран становится черным.

Можно предположить, что в будущем телеэкраны будут использоваться для дополнения реальности, т.е. предоставлять информацию об объектах, расположенных за ними.

"LCD-экраны и так прозрачные потому, что фактически являются куском стекла, - объясняет Дон гики, директор разработок крупноформатных дисплеев у Samsung. - Мы просто убрали из них электронику, чтобы она не заслоняла обзор. Если говорить о перспективах, (другие версии прибора - ред.) то это изобретение можно использовать в обучении... или на коммерческих выставках ".

Китайский производитель HiSense также продемонстрировал прозрачный 3D-телевизор. Он поступит в продажу уже в этом году.

Картинки на стене
Впрочем, возможно, в будущем экраны вообще отойдут на второй план. По крайней мере, так можно подумать, познакомившись с новым продуктом LG.
Первый изогнутый OLED-телевизор доказывает, что телевизоры не обязательно должны быть равны.

Первый изогнутый OLED-телевизор доказывает, что телевизоры не обязательно должны быть ровными.

Hecto - это лазерный проектор, способный проецировать на ровную поверхность 100-дюймовое изображение, находясь лишь в 56 сантиметрах от нее. Теперь зрители могут не бояться, что их тень упадет на картинку, если они подойдут слишком близко.

"Мы используем лазеры, чтобы изображение было ярким, поэтому проектор можно использовать даже в освещенных помещениях", - добавляет Малик Дэвис-Бей, представитель LG.

19 999 долларов - немалая цена за удовольствие просматривать картинки на 1080 пикселей, к тому же в менее насыщенных цветах, чем на LCD-экране. Но это лишь первое поколение проекторов, и их, несомненно, усовершенствуют.

Выбирай размер сам

Для тех, кто не ленится выключать свет и завешивать окна, Vivitek предлагает дешевый проектор, который можно ставить лишь в 39 сантиметрах от стены.

Кроме того, в наборе тайваньской фирмы уходит несколько проекторов, сочетая которые можно создать изображение произвольного размера или пропорций.

"Вы устанавливаете проекторы, и их изображения на 10-20% пересекаются, - объясняет Хольгер Греффи, генеральный менеджер фирмы в Европе. - Потом камера охватывает взглядом всю картину и программное обеспечение смешивает все изображения в одно большое".

В будущем проекционные технологии будут еще удивительнее, добавляет господин Греффи.

"(Скоро появятся - ред.) голографические устройства, как в" Звездных войнах ": они будут проектировать трехмерное изображение, которое можно будет обойти и рассмотреть с разных сторон, - обещает он. - Хотя сначала они не будут приборами для домашнего пользования" .

Водное телевидение

Трудности, связанные с созданием безэкранного дисплея, не испугали один российский стартап.

Компания Displair привезла на CES устройство, в основе которого лежит... увлажнитель. Он создает из чрезвычайно мелких капель что-то вроде водяной завесы, на которую проецируется изображение.

Это изображение еще и интерактивное: встроенные камеры и программное обеспечение анализируют движения вашей руки, поэтому вы можете им управлять.

На выставке добровольцы играли в игру "Фруктовый ниндзя", лихо рассекая виртуальные ананасы и бананы.

Качество изображения в Displair еще не столь высоко, чтобы смотреть с его помощью фильмы, но компания не собирается останавливаться на достигнутом. Кроме того, возможность почувствовать себя героем Тома Круза из фильма "Особое мнение" - не единственное преимущество устройства.

"Это очень экологичная технология, - говорит представитель компании Ким Терка. - В наши дни на долю электроники приходится огромная доля отходов. Нет смысла производить все эти стеклянные и металлические коробки, которые через несколько лет попадут на свалку и будут загрязнять землю свинцом и другими токсинами".

Кроме того, излишнее увлажнение хорошо для кожи, добавляет Ким.

Итак, голографические 8k-увлажнители в 2023-м? CES видела и не такое.

Теперь каждый абонент может сформировать свой собственный телеканал в соответствии со своими интересами и вкусами.

Как признаются участники рынка, сегодня большой популярностью у пользователей спутникового ТВ пользуется услуга «жанровый телегид»: когда клиент может выбрать в программе интересную передачу и затем, запрограммировав телеприемник, ее записать. Сегодня такой сервис предлагают практически все федеральные операторы. Еще одной востребованной услугой является возможность просмотра телепрограмм, которые уже прошли в эфире.

Однако процесс эволюции телеуслуг не стоит на месте. Недавно в продаже появились приставки, которые фактически «отвязали» телезрителей от эфирной сетки. Теперь любители спутникового ТВ могут смотреть не то, что им показывают, пассивно переключая каналы, а то, что они хотят и когда они этого хотят. Каждый абонент может сам сформировать линейку телеканалов. «Когда пользователь покупает приставку, он регистрирует в ней свои интересы. В рубрикаторе 8 основных разделов („Экономика“, „Спорт“, „Фильмы“, „Путешествия“ и т.д.), в каждой рубрике в среднем еще по 10-15 подразделов, — рассказывает Антон Сипович, директор по стратегическому маркетингу „Актив ТВ“. — Потом телезритель выбирает источники получения контента из 60 российских и зарубежных телеканалов. Подбор жанров и интересов занимает 5-10 минут и производится один раз при первом включении. Затем дается команда на формирование персонального канала».

С этого момента приставка отслеживает все каналы. И как только в эфире идет передача, соответствующая выбранному интересу, то автоматически программа записывается на жесткий диск. Каждый вечер у пользователя накапливается 60-80 часов телеконтента. Персональный канал, словно личный видеосекретарь, может создать подборку передач для каждого члена семьи. А уж очередность просмотра устанавливают родители и дети. К сожалению, «разделить» один сигнал на несколько телеприемников не получится. К каждому телевизору нужно иметь свою приставку, это общее правило для всего спутникового ТВ.

А что делать, если любимые передачи идут одновременно на нескольких каналах? Ничего страшного. В приставке два тюнера. Это позволяет одновременно писать пять каналов и смотреть шестой в прямом эфире. Так что каждый член семьи может без помех создать обширную фильмотеку со своими любимыми актерами на основном и, если потребуется, дополнительных жестких дисках. Добавим, что такие «умные» приставки можно подключить к любым телевизорам.

Интересно, что весь телеконтент интерактивный. При просмотре передач зритель при желании может получить дополнительную справочную информацию. Для фильмов это биографические данные актеров, режиссера, их фильмография с аннотациями и возможностью последующей автоматической записи при показе в эфире. Большой подарок ждет и любителей спорта. К примеру, во время трансляции футбольного матча они могут узнать о футболистах, составах команд — участниц матча, статистике их встреч, тренерах, судьях, стадионе и состояние турнирной таблицы.

По оценке Сиповича, телевещание следующего поколения сокращает и сводит к нулю просмотр не интересного абоненту ТВ-контента, позволяя контролировать свое время и получать только ту информацию, которая нужна.

24.07.2015 09:38

Как проходит перевод отечественного телевещания на цифровые технологии? Когда отключат аналоговое телевидение? Станет ли интернет в ближайшие годы основным каналом распространения информации в России? Эти вопросы актуализируют поправки к законам «О средствах массовой информации» и «О связи», которые президент РФ Владимир Путин одобрил 13 июля.


Новый закон, в частности, расширяет список обязательных общедоступных телеканалов, подлежащих распространению во всех сетях вещания без взимания платы с потребителей. А насколько готова к этому медиаотрасль? С этими вопросами корреспондент «Российской газеты» пришел к заместителю министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексею Волину.

Начнем с нового закона. Он по сути дела фиксирует, что федеральная целевая программа развития телевидения в стране входит в свою завершающую стадию. Инфраструктура цифрового телевидения на сегодня создана. Если говорим про первый и второй мультиплексы, то охват первого мультиплекса составляет 87 процентов населения, второго — 76 процентов. Поэтому закон, подписанный президентом, устанавливает, что у каждого жителя нашей страны должен быть гарантированный государством минимальный информационный стандарт.

Этот стандарт предусматривает сегодня наличие 20 телевизионных каналов в цифровом качестве.

Эти 20 каналов должны присутствовать во всех средах вне зависимости от того, как человек принимает телепрограммы: на домовую антенну или на индивидуальную, при помощи кабельных сетей или спутникового оператора. Это тот минимум, который должно обеспечить государство. Закон как раз эти двадцать каналов и делает обязательными и бесплатными.

— Слово «минимум» в кризисное время звучит уместно, а вот «бесплатно» — когда финансирование сокращается, а рынок рекламы серьезно рухнул?

Двадцать каналов — весьма солидный минимум. Конечно, мы не можем не учитывать серьезных изменений и сокращений на рынке рекламы. Они сказались на всех телеканалах. Именно поэтому были внесены коррективы в первоначальные планы. Мы могли бы обеспечить охват каналами второго мультиплекса не 57 процентов населения, которые его сегодня принимают, а уже около 80 процентов. Но из-за существенного проседания рекламных доходов каналы, которые оплачивают распространение сигналов второго мультиплекса, обратились в правительство и министерство с просьбой: пока что запустить в эксплуатацию вещание только в городах с населением свыше 50 тысяч человек. Более широкий охват для них экономически был бы сегодня крайне обременителен.

Поэтому полноценно, с охватом свыше 95 процентов населения, второй мультиплекс заработает только в 2019 году. Но если говорить про первый мультиплекс, то в конце этого года 98,5 процента населения будут иметь техническую возможность принимать в цифровом качестве десять эфирных каналов.

Еще важно, что потребители услуг кабельных и спутниковых операторов также будут принимать каналы и первого, и второго мультиплексов в рамках базового пакета. Сегодня, по нашим оценкам, примерно около 50 процентов населения страны уже являются потребителями как раз кабельных операторов и спутниковых систем приема.

— ФЦП по развитию телерадиовещания пришлась на 2009-2015 годы, скажем прямо: не самые экономически благополучные. В этот проект вложены миллиарды рублей. Построены и строятся тысячи станций цифрового вещания. Своевременно ли была затеяна такая грандиозная стройка?

Стройка начиналась во времена куда более простые. Решение о переходе на цифровое телевидение было принято примерно десять лет назад. Если бы этого не сделали, то оказались бы сегодня в ситуации патовой. Просто не могли бы гарантировать распространение телевизионного сигнала для всего населения. Дело в том, что именно сейчас вступают в силу международные соглашения, согласно которым во всем мире снимается защита с аналоговых эфирных частот. Что это значит? А то, что если бы у нас не было цифрового телевидения, то наше аналоговое телевидение было бы полностью беззащитным. На него бы не распространялись международные соглашения о выделении частот.

Второе немаловажное обстоятельство. Цифровое телевидение на порядок увеличивает количество каналов, которое человек может принимать. Мы живем в информационную эпоху, и до введения в строй цифрового телевидения в стране реально существовало информационное неравенство. Жители больших городов имели возможность смотреть десять, а иногда и пятнадцать каналов, а жители небольших городков и деревень в лучшем случае принимали два-три. Да еще зачастую в очень плохом качестве. С запуском программы цифрового телевидения мы это информационное неравенство ликвидировали: теперь в каждой точке страны человек в состоянии принимать как минимум двадцать каналов в хорошем цифровом качестве.

О затратах. В совокупности стоимость программы не превысила и трех миллиардов долларов. Но зато она создала реальную справедливость для всех телезрителей страны. Мы считаем, что для выравнивания условий и повышения качества жизни значительной части населения эти затраты вполне оправданы.

— Еще недавно эфир являлся единственной возможностью распространения продукции телевизионных каналов. Сегодня в нашем распоряжении еще и кабель, и спутник, и интернет.

Добавлю к этому перечню мобильные платформы, IPTV, еще добрый десяток новейших технологий с непонятной для телезрителей английской аббревиатурой. С их развитием увеличивается количество сред распространения телевизионного контента.

К чему это приведет? По сути дела, меняется сам вид телевизионного смотрения. Когда мы говорим, что человек смотрит телевизионную программу, это уже больше не означает, что он смотрит телевизор. Мы пришли к так называемому многоэкранному просмотру: что-то вы можете смотреть на телевизоре, что-то — на планшете, на компьютере, на смартфоне.

Многовариантность, многоукладность телевизионного смотрения и будет определять новый этап развития телевещания на территории России. Да и в мире.

Когда мы поняли, что программа создания инфраструктуры цифрового телевидения в стране близится к своему завершению, то сели за написание нового документа, который будет называться Стратегия развития телевизионного вещания в Российской Федерации до 2025 года. Главным принципом, определяющим развитие телевидения на этот период, как раз и явится многоэкранность.

— Выходит, у нас не будет ни главного способа приема телевизионного сигнала, ни одного главного экрана, на котором смотрят телепередачу? А как же интернет, разве он уже не рассматривается в качестве основного канала распространения информации в России?

В какой-то момент он им станет. Но, вспомним старое морское правило: скорость эскадры определяется скоростью движения самого тихоходного корабля. Поэтому мы вынуждены точно прогнозировать и выстраивать всю свою стратегию развития, исходя из конкретных инфраструктурных и технических условий связи в регионах. Пока что значительная часть населения страны проживает вне пределов быстрого и широкополосного интернета. А без этого нельзя обеспечить качественный прием большого тяжелого сигнала, которым является телевизионная картинка.

— Итак, создана инфраструктура цифрового эфирного вещания, которая в состоянии в каждый дом доставить 20 каналов стандартного телевизионного качества. ФЦП свою задачу практически завершает. А какую цель ставит перед собой стратегия развития телевещания до 2025 года?

Новая цель — обеспечить каждому жителю возможность приема тех телевизионных каналов, того качества, на те устройства, тем способом, какие он пожелает.

Телевизионные каналы в новых условиях меняют свое функциональное предназначение. Они из обычных трансляторов превращаются в фабрики контента. При этом они обрастают библиотеками, собственным производством, а зачастую выходят и на рынки кабельных, спутниковых и других услуг. Равно как и крупные операторы начинают формировать свои библиотеки. Таким образом, создаются крупные многопрофильные корпорации. Ключевым элементом развития телевидения становится контент. Выиграет и утвердится на телерынке только тот, кто сможет произвести и показать зрителю интересные и качественные фильмы и передачи, тот, чью продукцию зритель захочет получить.

— Производство качественного контента не всем каналам будет по карману.

— Да, дорого. Осуществить его сможет только ограниченное количество каналов. Поэтому развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент. Они — локомотивы индустрии, они задают стандарты. Национального телевидения в России не будет, если не станет крупных игроков. Объемы произведенного контента будут и дальше нарастать, причем как профессионального, так и полупрофессионального, включая пользовательский. Это приведет к появлению большого количества нишевых каналов, что, в свою очередь, усилит конкуренцию на рынке.

Мы понимаем, что сетевому партнерству приходит конец. В этих условиях региональным каналам надо увеличивать объемы собственного производства, расширять закупки в библиотеках, переходить к синдикации. Отдельно перед государством встает вопрос, что делать с частотами. Сегодня лицензией на частоту обладает именно партнерство в лице федерального и местного канала. Как быть, если федеральный партнер потребует развода и уйдет из семьи? Сегодня по закону имущество в виде эфирной частоты уходит к государству и выставляется на конкурс. На наш взгляд, здесь может возникнуть противоречие между законом и справедливостью.

— По частотам есть и другой острый вопрос: почему диапазон частот 470-790 МГц не отдать для нужд LTE? Не планируем развивать это направление в России? За ним, как считают эксперты, большое будущее.

Сегодня у нас существует консенсус между телевещателями и связистами. Каждая из отраслей определила тот частотный спектр, в котором она будет существовать и развиваться. Мы надеемся решать все эти проблемы в бесконфликтной ситуации. Мы видим серьезную необходимость развития LTE-технологий для связистов и просто для пользователей, потому что это совершенно новые возможности, это абсолютно другое качество интернета. Но при этом нельзя забывать, что частоты нужны и для телевизионных вещателей. Телевидение высокой четкости, к примеру, требует подкрепления серьезным частотным ресурсом.

— Согласно указу Президента РФ, вещание в формате высокой четкости должно появиться в России к 2022 году. Ведутся ли работы по этому направлению?

Технологически этот вопрос уже изучен и проработан. Мы определили пять зон для тестового эфирного вещания по телевидению высокой четкости. Кроме этого, происходит переход многих крупных каналов на этот формат. Они уже оснастились новым оборудованием, новыми студиями. Это влечет серьезные дополнительные расходы. Вплоть до обновления, доведения до нового уровня качества всех архивных материалов в библиотеках. Старая традиционная картинка будет чужой на экране HDTV.

Мы нашли частоты, чтобы в пяти зонах этот эксперимент провести. Это крупные города-миллионники. Мы исходим из того, что телевидение высокой четкости прежде всего будет развиваться там. Но в кабельных сетях оно уже существует. У спутниковых операторов тоже.

Параллельно с этим ведутся работы и над более высоким качеством передачи сигналов — это 4К. Есть уже камеры, монтажные. Сняты даже некоторые события: спортивные соревнования, парады. Фильмы уже можно снимать на 4К. Но это следующий этап.

— Алексей Константинович, после HDTV, FULL HD, 4К самое время вспомнить о нашем старом, добром и любимом аналоговом телевидении. Когда его отключат?

Мы считаем, что государство не должно отключать аналоговое вещание. В рамках многоукладности и многоформатности аналоговое вещание должно и может существовать до тех пор, пока на него будет спрос. То есть пока будут желающие оплачивать эту услугу. Первым шагом на пути к его исчезновению станет прекращение финансирования со стороны государства распространения аналогового сигнала обязательных общероссийских общедоступных каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек после 2018 года. В этих условиях население переключится на мультиплексы, и разница между цифровой и нецифровой картинкой станет очевидной. С увеличением возможных способов доставки сигнала зрителю аналоговое вещание тихо и естественно отомрет.

Состав 1-го мультиплекса

Телеканалы: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», НТВ, «Петербург-5 канал», «Россия К», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВЦ».

Радиоканалы: «Радио России», «Радио Маяк», «Вести FM».

Состав 2-го мультиплекса

Телеканалы: «Рен ТВ», «Спас», «СТС», «Домашний», «ТВ 3», «НТВ-Плюс Спорт», «Звезда», «Мир», «ТНТ» и «Муз-ТВ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: